Home Сад и огород Животворящий крест в мужском монастыре. Паломничество к Животворящему Кресту Господню (село Годеново), в монастырь Сошествия Животворящего Креста Господня (с

Животворящий крест в мужском монастыре. Паломничество к Животворящему Кресту Господню (село Годеново), в монастырь Сошествия Животворящего Креста Господня (с

by admin

Всего в получасе езды от моей дачи есть достаточно известное, и вместе с тем удивительно спокойное и притягательное место – Монастырь Животворящего Креста Господня. Так сложилось, что впервые я здесь побывал только в июле 2015г. Зато теперь считаю это место родным, здесь я уже успел провести не один вечер. Монастырь находится в селе Погост-Крест, практически на границе Ивановской и Ярославской областей.
Немного истории: Монастырь Животворящего Креста Господня возведен на месте Никольского погоста, где в 1423 г. явился Животворящий Крест Господень, который является одной из величайших святынь православной России. Из церковных писаний: «…Сначала пастухи увидели «свет неизреченный с греческой стороны». Затем, подойдя поближе, заметили будто висящий в воздухе Крест с распятым на крестном древе Спасителем и предстоящим у Креста Святителем и Чудотворцем Николаем со Святым Евангелием в руках. И услышали они голос, который велел им на этом месте построить Храм — «дом Божий»…».
Фотографии сделаны в период с начала июля по конец сентября 2015 года:

“Село Антушково ранее называлось Никольский погост, поскольку именно там 29 мая/11 июня 1423 года местным пастухам было явление Животворящего креста с предстоящим перед ним Николаем Чудотворцем. На месте Никольского погоста до явления Креста Господня было большое болото, называемое Сахотским, которое после явления Креста чудесным образом за ночь высохло, образовав место для строительства церкви. В память чудесного явления вновь построенная церковь была освящена в честь Николая Чудотворца с приделом в честь происхождения честного древа Животворящего Креста Господня. Она была строена из дуба и простояла много лет, но «Божиим соизволением, а наших ради согрешении, во время пожара церковь Божия сгорела». Сгорела, но в тот же год было возобновлена в дереве. В 1776 году на месте обветшавшей деревянной была построена и освящена уже каменная церковь с тремя престолами: главным – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и приделами – во имя Святителя Николая и в честь Покрова Божией Матери. В 1824 году на Никольском погосте вокруг храма было решено построить монастырь, что бы богослужения у святыни – Животворящего Креста Господня – совершались ежедневно, что было до этого невозможным по причине малочисленности приходского Крестовоздвиженского храма. Успели построить специально для этого небольшой кирпичный завод и келейный корпус. Однако на этом все и завершилось по неизвестной причине. Келейный корпус был позднее отдан под земское народное училище. В начале XIX века приход церкви Никольского погоста был довольно большим: тринадцать деревень с населением около 1500 человек.
Крестовоздвиженский храм на Никольском погосте действовал до 1927 года, когда был полностью разграблен, а его настоятель отец Иоанн Добротин арестован и сослан в лагерь близ деревни Деревянск в Коми, где и погиб 25 ноября 1931 года. На Никольском погосте образуется пролетарская «Красная коммуна», келейный корпус становится общежитием для коммунаров – ивановских рабочих. В это время и было решено среди прихожан о перенесении Святыни подальше от глумящихся над ним коммунаров в наиболее близко расположенный храм Иоанна Златоуста в селе Годеново, который действовал до 1929 года, затем был закрыт, но не разграблен и стоял заброшенный посреди деревни. Точной даты перенесения Креста никто сказать не может. Наиболее вероятная дата 1933 год. По рассказам местных жителей, именно в этот год все участники этого крестного хода были раскулачены и высланы. А переносили Крест ночью «всем колхозом» во главе с председателем Василием Фоминым. Простоял Крест в заброшенном Годеновском храме всю войну. Много натерпелся Крест за это время от новой власти – и жгли его и пилили и поливали кислотой и топором рубили. Но Крест так и не поддался мучителям, лишь остались незначительные повреждения и царапины в назидание потомкам.”
“Никольский погост в безбожные годы был полностью разорен. После общежития коммунаров там был детский дом, но в 50-х случился сильный пожар: сгорели многие деревенские дома, скотный двор, выгорел внутри братский корпус, но церковь осталась цела. В 60-е годы возле опустевшего Никольского погоста организовали машинно–тракторную станцию. Для ее строительства организовали в очередной раз «производство кирпича по методу Ильича» – ломали и разбирали своды и стены Крестовоздвиженского храма. МТС по каким то причинам не заработала и святое место обезлюдело совершенно. Так Никольский погост после пятисотлетней славной истории вновь превратился в Сахотское болото. Но не надолго. В середине 1990 годов трудами игумена Бориса Храмцова на месте явления Животворящего креста был образован мужской монастырь во имя Сошествия Креста Господня. В 2004 году уже почти полностью восстановлен Крестовоздвиженский храм, выстроена маленькая деревянная Никольская церковь.”

“Чудотворный крест”, Издательство «Отчий дом», М.,2003.
“Животворящий крест”,. Соколова Е.Ю,. Переяславль – Залесский, 2003.

P.S. От себя добавлю, что в Крестовоздвиженском храме находится точная копия Животворящего Креста.

Погост Крест – отсюда началась история пребывания Небоявленного Животворящего Креста на ростовской земле.

Дорожный указатель все объясняет: «Погост Крест . Монастырь Животворящего Креста Господня – место явления Животворящего Креста».

Деревня Захарово – это граница Ярославской и Ивановской областей, тут асфальт ожидаемо заканчивается, но опытного путешественника этим не напугать! Тем более, что грунтовка выглядит плотной, легковушка проходит без труда, а вдали уже блестят маковки обещанного монастыря.

Дорога ведет через заболоченный луг. Наверное, весной, в разлив, тут тяжеловато. И этот маяк, манящий посреди заболоченного ничего, – монастырь, золотые и серебряные купола – выглядит торжественно и символично, так, что дух захватывает. Древние, мерянские, языческие болота надежно запечатаны силой Животворящего Креста.

Луг, который мы пересекаем, – южная оконечность обширного Сахотского болота, называемого по реке Сахте, берущей в нем исток. Сахта – приток Нерли Клязьминской, катит свои воды дальше в Оку и Волгу. Но тут она – мелкая петляющая речонка. Вся эта отдаленная волость Ростовского уезда называлась Щениковской: и в стародавние дни, и в наше время – глушь.

Известной на всю округу эту глухомань сделало явление Святыни – . И потянулись многочисленные паломники. Безымянное урочище назвали Никольским погостом. Безымянную речушку, чье русло теряется в траве заболоченного луга – Иорданкой. В память о Чуде построили деревянную Никольскую церковь (с приделом в честь происхождения честного древа Животворящего Креста Господня). Неизвестно только, в каком году первый храм появился. А тот, что дошел до наших дней, датировку имеет – 1776 год.

Сейчас трудно представить, что еще два десятка лет назад «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России» по Ивановской области писал о Воздвиженской церкви:

«Сам пятиглавый храм Воздвижения Креста, сооруженный в 1776 г. на средства прихожан, разобран в 1974 г.; сохранился лишь его северный придел сер. 19 в. Колокольня церкви Воздвижения Креста сохранилась на высоту двух ярусов, от третьего остался лишь фрагмент. Уцелела также часть северного придела, пристроенного к храму одновременно с колокольней. Несмотря на плохую сохранность, является выразительным памятником в стиле зрелого классицизма».

Фотографии прошлого хранят картину жутких разрушений; слава Богу, теперь от «плохой сохранности» не осталось и следа. Памятник действительно очень выразительный, очень «местный», характерный для архитектуры этого края. Подчеркнутая вертикальная ориентация сооружения, крупная пластика, массивный трехсветный четверик, развитое пятиглавие. С севера к основному объему примыкает придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Со стороны выглядит как отдельный маленький храмик.

История монастыря на Погосте Крест едва не началась в 1824 году. Нет, это не опечатка – именно «едва не началась». Тогда впервые возникла идея устроить здесь монашескую обитель – с благой целью, дабы у Животворящего Креста можно было проводить регулярные богослужения. Впрочем, в XIX веке реализовать замысел так и не удалось. Успели возвести кирпичный заводик, чтобы обеспечивать строительство, да келейный корпус; отчего дело застопорилось – местные краеведы пока не вызнали. Известно только, что кельи передали под народное земское училище, а храм так и оставался приходским, пока не грянула беда – настали годы лихолетья.

Возрождения Погоста Крест

Воздвиженскую церковь разорили, Крест перенесли в . Лишь в 1998 году стараниями игумена Бориса (Храмцова) возникла на Никольском погосте монашеская община: 27 сентября отслужили первый молебен во вновь построенной часовне. Восстановили храм, возвели ограду, жилые и хозяйственные постройки. Теперь здесь принимают многочисленных паломников. Что важно: о поездке в монастырь и об организации трапезы необходимо договориться заблаговременно. Впрочем, сделать это несложно, вся контактная информация есть на сайте монастыря pogost-krest.cerkov.ru.

Монастырское подворье с деревянной шатровой церковкой виднеется на соседнем всхолмье, в селе Антушково. Церковь новая, построена в конце «нулевых» и еще золотится свежим деревом. Само же село значительно древнее.

В начале 2016 года принято решение о переносе Животворящего Креста Господня из Годенова на место его явления в село Погост Крест.

Отныне, согласно резолюции Святейшего Патриарха Кирилла, святыня в течение полугода будет находиться в монастыре Животворящего Креста Господня села Погост Крест (Ильинского района Ивановской области), а еще полгода – в храме святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново. Для перенесения святыни Патриарх благословил два раза в год совершать крестный ход.

Посреди болота

Животворящий Крест Господень явился пастухам 11 июня 1423 года. Тогда на месте села Погост Крест было Сахотское болото, рядом с которым они и пасли свой скот. Пастухи увидели свет неизреченный «с греческой стороны» и поначалу очень испугались. Но вскоре решили пойти посмотреть, какое чудо являет им Бог. Оставили скотину и отправились к болоту. Путь оказался нелегким, места были непроходимые, но добраться к удивительному свету все же удалось.

И увидели пастухи посреди этого света в воздухе Животворящий Крест с Распятым Спасителем, а перед ним Николая Чудотворца с Евангелием в руках. От страха пастухи потеряли сознание, а когда пришли в себя, услышали голос, исходящий от Распятия: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий; аще кто с верою приидет помолитися, будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста молитв ради чудотворца Николы. Шедше проповедите сия всем людем, чтобы на сем месте людие поставили церковь Мою».

Пастухи отправились домой и рассказали односельчанам о чудесном явлении и о том, что вещал им голос от Распятия. Вскоре молва об этом дошла до Ростовского епископа Дионисия, который, узнав о чуде, возблагодарил Бога и повелел на том месте поставить церковь во имя святителя Николая с приделом Происхождения Честных Древ Животворящего Креста. По благословению архиерея строители отправились на болото, чтобы заложить храм. Но сделать это им не удалось, потому что место было непроходимым, и зодчие решили ставить церковь рядом с болотом.

В первый же день они потрудились на славу – заложили три венца церкви и, утомившись от трудов, уснули. На следующее утро отправились на работу, а постройки-то нет! Очень удивились строители. Вдруг над болотом засиял свет – на том самом месте, где было явление пастухам. Пошли рабочие туда и увидели основание церкви, стоящее прямо на болоте, а посреди основания – Животворящий Крест, от которого исходил голос: «На сем месте поставите церковь Мою, и будет гора велика и чудеса многа произыдут с верою приходящим помолитися, и будут многа исцеления». Ночью посреди болота образовался поток, который вынес всю болотную воду с указанного места, и на нем поднялся холм. Здесь и смогли без труда поставить храм Божий. А явленный Животворящий Крест остался стоять посреди церкви.

В огне не горит

Слава о чудесах и исцелениях, происходящих у Креста, разошлась по многим городам. Случаи благодатной помощи записывались в специальную книгу.

В 1506 году в храме случился пожар. Прихожане и священнослужители бросились спасать иконы и все их вынесли из горящего здания. Но когда попытались спасти Крест, не смогли сдвинуть его с места – святое Распятие не пожелало покидать храм. Едва успели выбежать люди из охваченной пламенем церкви. Горе было великое – сгорело все: святые книги, церковные ризы, не уцелела и книга с записью чудес от Животворящего Креста. Когда пожар утих, на пепелище пришло много народу, стали искать в пепле уцелевшие железные и медные вещи. И вдруг, разгребая пепел, обнаружили совершенно невредимый Крест Господень! Зазвонили во все колокола, радости не было конца. Стали служить молебен – благодарить Бога за такое славное чудо. В этот день собралось вокруг Креста много недужных, и всем Господь даровал исцеление.

И пилили, и рубили

Новый каменный храм возвели на прежнем месте. О чудесах, происходящих от Животворящего Креста, узнали за пределами Ярославской губернии. Множество людей стали стекаться к святыне. На протяжении нескольких веков люди шли, ехали сюда в надежде получить помощь.

Но настал 1917 год. Храм Николая Чудотворца разрушили. Безбожники попытались вынести из храма и Животворящий Крест, чтобы сжечь его на улице. Но Святое Распятие словно налилось свинцом, его невозможно было сдвинуть с места (хотя в наши дни две хрупкие монахини легко могут его поднять). Разъяренные атеисты бросились пилить Распятие, намереваясь вынести его по частям, но зубья пилы сломались, словно это было не дерево, а камень. На руке Спасителя и сейчас можно увидеть неглубокий след от пилы в назидание всем сомневающимся в чудесах Божиих. Ничего не добившись, атеисты оставили Крест в покое.

Однако нашелся еще один богоборец, наблюдавший за происходящим. Возмущенный тем, что двое здоровых мужчин не могут справиться с куском дерева, он схватил топор и в злобе ударил по стопе образа Спасителя. Кусочек мизинца от святыни упал на пол. Богоборец торжествовал – он «победил». По рассказам односельчан, человек этот прожил нелегкую жизнь и в 70-х годах умер от заражения крови, произошедшего от раны на мизинце его ноги.

В 1933 году Животворящий Крест верующие крестьяне выкупили у безбожников и тайно ночью перенесли в Златоустовский храм села Годеново. Храм был закрыт, но не разграблен.

Святое Распятие — фрагмент

Всероссийская святыня

Пятиглавая каменная церковь с шатровой колокольней в селе Годеново была построена в 1794 году. Златоустовский приход был довольно большим, в конце XIX века в него входило шесть деревень. В разное время года здесь совершалось двенадцать крестных ходов в память о помощи Божией при различных бедствиях.

В советское время храм Иоанна Златоуста был заброшен и к 1990-м годам стоял полуразрушенный. О том, что здесь хранится великая святыня – Животворящий Крест, – узнали от паломников монахини Переславского Никольского монастыря. Они отправились посмотреть, что же это за место такое, тем более что находилось оно недалеко от их обители. Настоятельница Никольского монастыря игумения Евстолия вспоминала: «О затерявшемся среди топких болот и озер селе Годеново мы узнали случайно от благочестивых паломников из Москвы, которые направлялись туда для поклонения Чудотворному небоявленному Кресту… Войдя в храм, освященный в честь святителя Иоанна Златоуста, мы были до глубины души поражены величественным образом страдающего на Кресте Господа. Тогда нам трудно было предположить, что об этой святыне, столь удаленной от населенных пунктов и тем более больших городов, узнают многие и многие наши соотечественники и святыня приобретет значение всероссийской».

Сестры Никольского монастыря взяли на себя попечение о храме святителя Иоанна Златоуста в Годенове, который стал подворьем Переславской обители.

А в селе Погост Крест (на месте явления святыни) в 1998 году была образована монашеская община, преобразованная в монастырь. В 2004 году здесь было завершено строительство Крестовоздвиженского храма, в том же году состоялось его освящение. На протяжении многих лет в монастыре отмечали день обретения Животворящего Креста, совершая торжественные богослужения и крестные ходы.

И в Годеново, и в Крестовоздвиженский монастырь с каждым годом приезжают все больше и больше паломников, многие из которых свидетельствуют о произошедших с ними чудесах.

«Сегодняшнее почитание Годеновского Креста является фактически его вторым обретением. Крест, сошедший с неба в далеком XV веке, востребован современной Россией сегодня и призван в наше непростое время стать опорой для спасения многих».
Настоятельница Никольского монастыря г. Переяславля-Залесского игумения Евстолия

Не знаю, как благодарить Бога!

Вот одно из них. Параскева Мороз, 60 лет, из города Хмельницкого, попала в онкологический диспансер в безнадежном состоянии. Химиотерапия, операция, снова химиотерапия, инвалидность. Метастазы были на всех внутренних органах. Будучи верующим человеком, Параскева молилась о выздоровлении. И однажды от подруги, с которой не виделась лет 15, получила письмо с приглашением приехать в гости в город Тутаев. Параскева отправилась в дальний путь. В первый же день подруга предложила поехать в Годеново к Животворящему Кресту. Несмотря на очень плохое самочувствие, Параскева согласилась. Она долго стояла у Креста, ей не хотелось уходить из храма. Но самочувствие ухудшилось, поднялась температура. После возвращения домой она сразу попала в больницу и провела там месяц, но безрезультатно. Все это время она читала брошюру о Животворящем Кресте, просила Бога о помощи, даже спала с этой книжкой. Дома лучше не стало, Параскева страдала от болей, не могла пройти более 20 метров. Но с ней был Животворящий Крест, который укреплял ее. Однажды утром она почувствовала себя совершенно здоровой. Подумала – случайность. Но на следующий день, и через день, и потом это состояние не проходило. В письме сестрам Никольского монастыря она писала: «Я здорова! И не знаю, какие слова мне найти, как благодарить Господа Бога! Почти месяц я живу нормальной жизнью: без болей, врачей и лекарств. Хожу куда хочу, общаюсь с людьми, радуюсь жизни. И благодарю, благодарю, благодарю Господа Бога, Животворящий Крест Господень за мое чудесное исцеление!»

А вот еще одна история. После травмы, полученной на войне в Афганистане, молодой человек мог передвигаться только с посторонней помощью и в инвалидной коляске. Однажды во сне ему явился святитель Николай и сказал: «Если ты приедешь поклониться Животворящему Кресту в село Годеново, то получишь исцеление». Проснувшись, юноша стал просить родных отвезти его к Кресту. Но родственники не знали, как добраться до Годенова. Молодой человек настаивал и говорил, что сам покажет, как доехать, поскольку дорогу ему показали во сне. Благополучно прибыв в Годеново, юноша причастился Святых Таин, заказал молебен и впервые самостоятельно встал из коляски. Через несколько месяцев он совершенно окреп и перестал нуждаться в посторонней помощи.

23 декабря 2017 по благословению настоятеля храма Иверской иконы Божией Матери священника Игоря Краева была организована паломническая поездка в храм святителя Иоанна Златоуста (село Годеново), на место Сошествия Животворящего Креста на Никольском погосте возле села Антушково, в Никитский мужской монастырь и Феодоровский женский монастырь (г. Переславль-Залесский).

Поездка была организована по традиции, установившейся и успешно реализуемой в течение последних четырех лет. Как в середине Великопостного пути есть Неделя Крестопоклонная для укрепления в его прохождении верующих людей, так логично сложилась и эта благочестивая традиция: на исходе Рождественского поста и перед вступлением в наступающий год, совершать это паломничество к Животворящему Кресту Господню, Годеновскому чуду, явившемуся в этих местах на Сахотском болоте в XV веке. Люди охотно откликаются на это приглашение. В этот раз наша группа пополнилась новыми участниками. Р.Б.Мария и ее девятилетняя дочь Наталья, не являющиеся нашими прихожанками, отправились вместе с нами. О поездке им стало известно из информации, размещенной на нашем сайте.

Отрадно то, что их первое в жизни паломничество состоялось именно к Животворящему Кресту, куда так давно стремилась Мария, и в приходском сообществе, а не организованном известными Паломническими центрами и службами. Для «новичков» эта поездка стала в известной степени первым опытом участия в паломничестве, далеком от экскурсионно-туристического формата. Совместная молитва, ознакомление с историей тех мест, куда направляются паломники, жизнеописанием и подвигами святых угодников Божиих, в этих местах подвизавшихся, соборное чтение Акафиста перед чтимой Святыней, — все это, несомненно, оставило добрый след в душе Марии и ее юной дочери.

Также по установившейся традиции перед поездкой отец Игорь отслужил краткий молебен, молитвенно напутствовал паломников и окропил святой водой.

В пути паломникам была рассказана история о Годеновском чуде — явлении Креста на Сахотском болоте 29 мая /11 июня 1423 года, который находится ныне в храме святителя Иоанна Златоуста в с. Годеново. Попечение о храме в настоящее время осуществляют сестры Свято-Никольского женского монастыря.

Эта святыня, двух с половиной метровое Распятие, появление которой рационально объяснить невозможно, одна из немногих дошедших до нас, сохранилась с древних времен. Для верующего человека самое простое и убедительное объяснение то, что Крест явлен именно чудесным образом.

В храме святителя Иоанна Златоуста паломники приложились к Животворящему Кресту Господню, соборно прочитали Акафист перед величайшей святыней православного мира.

Дальнейший наш путь лежал к месту явления Животворящего Креста, тому самому, где согласно Сказанию пастухи, пасшие скот неподалеку от Сахотского болота на поле у Никольского погоста, увидели на востоке неизреченный свет, изливающийся с неба на землю. Подойдя к месту чудесного явления, они увидели стоящий на воздухе в неизреченном свете Животворящий Крест с образом Распятия Господня, а перед ним – образ чудотворца Николая со Святым Евангелием. Именно поэтому местность называлась Никольский погост.

Монастырь Сошествия Креста на Никольском погосте

В этом глухом, труднодоступном месте на границе Ярославской и Ивановской областей, среди лесов и болот игуменом Борисом (Храмцовым) в 90-е годы начал восстанавливаться разрушенный в советские годы храм и основан монастырь в честь Сошествия Животворящего Креста Господня

Первые деревянные постройки здесь появились осенью 1998 года, была построена часовня и 27 сентября отслужен молебен, в праздник Крестовоздвижения. А с весны 2001 года началось строительство каменного Крестовоздвиженского храма с приделами в честь святителя Николая, святых благоверных князей Бориса и Глеба и в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Крестовоздвиженский храм с приделом святых благоверных князей Бориса и Глеба.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Целебные дары Сахотского болота.

Затем группа посетила Никитский мужской монастырь.

В пути паломники также узнали об истории Обители, одной из древнейших на территории нашего отечества (X1 век), ее основателях, о святом великомученике Никите Готском, во имя которого был освящен монастырь. Участникам поездки было рассказано житие преподобного Никиты столпника.

В Никитском соборе паломники поклонились святым мощам и честным веригам преподобного, посетили часовню-столп прп. Никиты Столпника — место молитвенного подвига — многолетнего стояния.

Более подробно об Обители нам поведал экскурсовод Татьяна.

К сожалению, уже глубокие сумерки не позволили нам сделать снимки, передающие красоту и гармонию монастырского ансамбля.

Андрониковская икона Божией Матери, по преданию, является одной из трех, написанных евангелистом Лукой. Она принадлежала некогда к домашним святыням Византийского императора Андроника III Палеолога и в честь него икона получила название «Андроникова». Первое упоминание о Греческой Андрониковой иконе относится к 1347 году.

Царица Небесная изображена на ней без Богомладенца.

На правой стороне шеи Пресвятой Богородицы осталась рана с запекшейся кровью, истекшей чудесным образом от удара турка-икононенавистника.

Во Введенском храме Феодоровского монастыря г. Переславля-Залеского находится один из первых списков Андрониковской иконы, который был принесен прихожанкой во вновь открытую в 1998 году обитель.

В январе 2005 года многие люди свидетельствовали о дивном благоухании, которое исходило от образа и наполняло весь храм. Тогда же верующие получали помощь, и исцеления от тяжких болезней после обращения именно к этому образу Божией Матери.

Зимой 2006 года Андрониковская икона около двух месяцев мироточила, и лик Божией Матери стал светлеть.

В ящичке киота чудотворной иконы многие оставляют записки с молитвенным обращением к Заступнице всех любящих Ее Божественного Сына. Никто не ушел неутешенным, а многие вновь возвращаются к этому чудному образу, чтобы воздать благодарность Царице Небесной за Ее великую любовь к людям.

Со своими прошениями прибегли к Царице Небесной и наши паломники.

Финальным акцентом перед возвращением в Москву стал небольшой отдых в трапезной с чаепитием, где путешественников угостили монастырскими пирогами и яблочным вареньем.

Благодарим Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятую Богородицу и спутешествовашим нам угодников Божиих – святителя Николая Чудотворца и блаженную старицу Матрону за благополучное исполнение во славу Божию благого нашего намерения!