Home Дом крепок не укладом, а ладом Бунич второй. Игорь львович бунич

Бунич второй. Игорь львович бунич

by admin

В историю Великой Отечественной войны вошло событие, происшедшее в последних числах июля 1941 года и получившее название Таллинский переход Балтийского флота. Эта беспримерная по своей сложности операция стала одним из примеров мужества и самоотверженности советских моряков.

Просчёт командования

Как свидетельствуют архивные документы прошедших лет, к началу нападения фашистской Германии на Советский Союз главная база Балтийского флота находилась в Таллине. Однако, несмотря на это, необходимые работы по укреплению города с суши и моря проведены не были. Надежды командования возлагались на то, что, ввиду своего удаления от государственной границы, столица Эстонии не подвергнется нападению противника.

Эти расчёты были перечёркнуты стремительным развитием наступательных действий немецкой армии, вследствие которых уже в первой декаде июля 1941 года враг оказался в шестидесяти километрах от Таллина, создав, таким образом, реальную угрозу находившейся в нём военно-морской базе, сухопутным частям, а также не успевшему эвакуироваться гражданскому населению.

Несмотря на то что необходимость эвакуации была вполне очевидна, командование Северо-Западного направления во главе с маршалом К. Е. Ворошиловым, боясь ответственности, не решалось отдать соответствующий приказ, и, таким образом, время было упущено. По этой причине вывод кораблей Балтийского флота и сухопутных войск из вражеской блокады, в которой они оказались, начался под шквальным огнём противника. Эта операция вошла в историю войны под названием Таллинский переход.

Усилия врага, направленные на захват Таллина

Столь стремительное наступление немецких войск было вызвано приказом Гитлера, требовавшего любой ценой не допустить переправку сухопутных войск и кораблей Балтийского флота к Ленинграду, взятие которого являлось, в соответствии с планом «Барбаросса», одной из приоритетных задач германского командования.

В результате Таллинский переход осуществлялся под огнём семнадцати артиллерийских дивизионов, размещённых на южном берегу Финского залива, которых поддерживали две финские батареи. Кроме того, положение катастрофически усложнялось значительным количеством минных заграждений, выставленных совместными усилиями немецкого и финского флотов, а также морской авиацией противника. Серьёзную опасность представляли и финские действовавшие в акватории залива.

Приказ, вызывавший недоумение

В наши дни у военных экспертов вызывает много вопросов план командования, на основании которого осуществлялся Таллинский переход. Бунич Игорь Львович – известный российский писатель, историк и публицист, – в своей книге, посвящённой событиям тех лет, обращает внимание на неподдающееся здравой логике решение использовать для прохода всех кораблей лишь центральный фарватер.

Не подлежит сомнению, что только он был достаточно глубок и пригоден для участвовавшего в переходе крейсера Киров, но почему остальным судам, имевшим значительно меньшую осадку, было запрещено воспользоваться иными фарватерами – непонятно. Таким образом, флот растянулся на многие километры, и обеспечить его защиту от морских и воздушных сил противника было практически невозможно.

Как свидетельствует в своей книге Игорь Бунич, Таллинский переход осуществлялся при катастрофической нехватке тральщиков. По этой причине минная разведка в должном объёме произведена не была, и акватория залива таила в себе смертельную опасность за счёт огромного количества как немецких, так и советских морских мин.

Диспозиция, намеченная командованием флота

Согласно плану, разработанному штабом операции, Таллинский переход должен был осуществляться следующим образом: впереди размещался отряд главных сил, за ним следовали корабли прикрытия, арьергард, и замыкали караван четыре конвоя. Перед каждой группой судов ставилась определённая задача, от успешного выполнения которой зависел общий исход дела.

Всего в операции принимали участие двести двадцать пять кораблей. Отряд главных сил возглавлял крейсер «Киров». За ним следовали четыре эсминца, пять подводных лодок, столько же тральщиков и большое количество торпедных, сторожевых и прочих катеров. Это был отряд главных сил.

В отряд прикрытия входили три эсминца, четыре подлодки и катера различного назначения. Арьергард состоял из трёх эсминцев, трёх сторожевых кораблей и катеров. На их попечении находились четыре конвоя, состоявшие из большого количества транспортных судов, перевозивших различные грузы и людей. Помимо перечисленных судов, в операции принимало участие большое количество дополнительных кораблей охранения.

Выход в море и первые потери

Таллинский переход начался ранним утром 28 августа, когда боевым кораблям и транспортам был отдан приказ выйти на внешний рейд. Однако, их быстрому продвижению помешал разыгравшийся в этот день шторм, сопровождавшийся сильным северо-восточным ветром. Лишь ближе к вечеру погодные условия улучшились, и суда, несмотря на плотный артиллерийский огонь противника, начали перестраиваться в походный порядок.

Буквально с первых минут в борьбу с морскими минами вступили тральщики, поминутно подсекавшие их своими параванами – специально предназначенными для этой цели приспособлениями, а также тралами. Но залив был до такой степени нашпигован минами, что кораблям далеко не всегда удавалось вовремя уклониться от встречи с ними. В результате в этот день жертвами стали девять надводных судов и две подводные лодки.

Вечер и ночь, наполненные кошмаром

В первый день пути транспорты и конвой несколько раз подвергались артиллерийскому обстрелу противника, который вёлся интенсивно, но безрезультатно. Около 20:00 были замечены финские торпедные катера, идущие на сближение с советскими судами, но плотным огнём орудий, их отогнали прежде, чем они достигли дистанции торпедного выстрела. Тяжёлые потери караван понёс в результате атаки вражеской авиации, предпринятой перед самым наступлением темноты. Четыре советских судна были потоплены, и ещё два получили серьёзные повреждения.

Но в ещё большей степени обстановка усложнилась с наступлением темноты, когда, главный отряд кораблей оказался посреди сплошного минного поля. В эту ночь подорвались на минах и затонули одиннадцать надводных судов и одна подлодка. Из их многочисленных экипажей и находившихся на борту пассажиров были спасены лишь несколько десятков человек.

Исходя из сложившейся обстановки, командующий флотом был вынужден отдать приказ всем оставшимся судам встать на якорь и дожидаться рассвета. Итог этой первой ночи похода был ужасен – двадцать шесть судов из тех, что накануне днём вышли из Таллина, были потоплены. Кроме того, пять кораблей – повреждены, два захвачены противником, и одно пропало без вести.

Воздушные атаки противника

С первыми лучами солнца 29 августа 1941 года корабли продолжили свой путь, но в этот день судьба готовила им ещё большие испытания. Уж в 5 часов 30 минут над караваном появились немецкие самолёты-разведчики, а начиная с 7.30 авианалёты следовали один за другим. Их частоте способствовала близость береговых аэродромов, расстояние до которых не превышало ста километров, и почти полное отсутствие в небе советских самолётов.

Практически не встречая сколько-нибудь серьёзного огневого противодействия, немецкие пилоты имели возможность выбирать наиболее крупные и уязвимые цели, а затем хладнокровно их поражать. В результате прицельного бомбометания 29 августа к ранее погибшим судам прибавились ещё четырнадцать, а также увеличилось число тех, что были повреждены и требовали буксировки.

Спасательные работы, сохранившие тысячи жизней

Этот день был отмечен самым большим количеством жертв как среди моряков, так и среди пассажиров кораблей, в число которых входили эвакуируемые военнослужащие сухопутных частей и гражданские лица. Тем не менее в результате действий по оказанию помощи терпящим бедствие было спасено более девяти тысяч трехсот человек, и около шести тысяч сумели высадиться с горящих судов на остров Гогланд. Экипажам кораблей, высылаемых специально для ведения спасательных работ из Кронштадта, а также островов Лавенсаари и Гогланда, удалось сохранить тысячи жизней.

Попытка понять причины трагедии

Объясняя причины большого количества потерь, которыми сопровождался Таллинский переход, Бунич Игорь Львович, о книге которого речь шла выше, а также целый ряд военных историков указывают на крайнюю некомпетентность командования, подчас отдававшего приказы, противоречащие здравому смыслу. Например, и без того малочисленное прикрытие было ослаблено приказом, поступившим с согласно которому двум подводным лодкам предписывалось, оставив конвой, полным ходом направляться в Кронштадт, что они и исполнили незамедлительно.

Сознавая, что ряд приказов был продиктован явной некомпетентностью должностных лиц, командиры отдельных кораблей, вопреки предписанию, провели свои суда южным фарватером и, благополучно достигнув пункта назначения, спасли людей.

Суда, достигшие желанной цели

К вечеру того тяжёлого дня первые корабли главных сил каравана стали прибывать в Кронштадт. До полуночи двадцати девяти из них удалось благополучно бросить якоря на рейде этой крупнейшей военно-морской базы. Кроме того, ещё шестнадцать достигли расположения наших войск на

30 августа в Кронштадт прибыли поодиночке, или небольшими группами ещё сто семь кораблей. Сразу же была организована доставка всех спасённых членов экипажей, а также солдат и гражданских лиц в Ленинград. Раненых распределяли по госпиталям, а те, кто мог держать в руках оружие, записывались в подразделения, формировавшиеся для отправки на фронт. Так завершился Таллинский переход, итоги которого позволяют отнести его к самым трагическим страницам истории Советского военно-морского флота.

Потери, понесённые за дни перехода

Несмотря на то что в отдельных печатных публикациях приводится различное число судов, погибших во время этой операции, принято считать, что их было шестьдесят два. Это количество наиболее соответствует данным, имеющимся в распоряжении исследователей. В него вошли как боевые корабли, так и вспомогательные, а также транспортные суда.

Также нет единого мнения относительно числа погибших. командовавший в те годы Балтийским флотом, в своих воспоминаниях говорит о пяти тысячах погибших. Из доклада Сталину наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова следует, что их было семь тысяч семьсот человек, а официальное издание Главного штаба сообщает о десяти тысячах. Очевидно, эта информация наиболее соответствует действительности, так как в советские времена было не принято завышать собственные потери.

Годовщина трагических событий

В этом году исполнилось 75 лет Таллинскому переходу, в связи с чем внимание общественности было привлечено к этой героической странице отечественной истории. В конце августа прошёл целый ряд мероприятий историко-патриотического характера, в которых принимали участие как ветераны флота, так и молодёжь.

На экраны страны вышли посвящённые этому трагическому событию документальные фильмы. Таллинский переход представлен в них на основании архивных документов и воспоминаний участников событий. В них рассказывается о той задаче, которая была поставлена перед балтийскими моряками. Кроме произведения Игоря Бунича, о котором упоминалось выше, в те дни были представлены вниманию читателей и другие книги о Таллинском переходе.

Бунич, Игорь Львович – российский писатель и публицист. Получил известность благодаря произведениям в жанре политической публицистики и фолк-хистори. Также автор популярно-исторических книг на военно-морскую тематику.

Биография

Родился 28 сентября 1937 года в семье инженера-конструктора. С детских лет жил в Ленинграде. В 1956-1959 годах учился в Ейском училище военно-морской авиации, по окончании служил штурманом в авиации Северного флота ВМС СССР. Вернувшись в Ленинград, поступил в Ленинградский кораблестроительный институт. С 1964 года работал в ЦНИИ им. Крылова, потом – с 1974 года – в Военно-морской академии, исследуя архивные материалы и составляя аналитические обзоры для руководства академии. Занимался переводами, реферированием иностранной литературы. В качестве хобби интересовался историей флота. Последнее звание перед увольнением в отставку в 1984 году – подполковник военно-морской авиации.

С середины 1970-х годов занялся распространением в кругу знакомых своих переводов из иностранной специализированной периодики (или без указания своего авторства как переводчика, или под различными псевдонимами), а также и собственных сочинений по военной истории, которые выдавал за переводы иностранных авторов[источник не указан 1800 дней]. В 1981 году под псевдонимом «И. Кольт» начал публиковаться в ленинградском самиздатском журнале «Часы»[источник не указан 1800 дней].

В 1982 году получил первое официальное предостережение от Ленинградского управления КГБ за размножение и нелегальное распространение материалов «клеветнического характера» и «близких к секретным»; в 1984 году – второе предостережение (в связи с «делом Донского») – относительно распространения «антисоветской литературы». Был изгнан с работы под предлогом сокращения штатов; с 1984 года служил вахтером и ночным сторожем.

В 1990-е работал помощником народного депутата Юлия Рыбакова, занимался публицистикой, выпустил разошедшиеся большими тиражами книги «Золото партии», «Меч президента», «Операция Гроза» и другие.

Творчество

Книги Игоря Бунича можно разделить на три группы. Первая – самые известные его произведения, написанные в жанре фолк-истории, политически ангажированные, достаточно вольно трактующие отечественную историю, снабжённые значительными лирическими отступлениями, и в то же время читающиеся легко и увлекательно. Например, это книги из серии «Операция Гроза» посвящены доказательству подготовки И. В. Сталиным оккупации Европы в 1941 году. Вторую группу представляли книги с размышлениями над актуальными политическими событиями 1990-х годов, такие как «Меч президента» (о событиях 1993 года) и «Хроника чеченской бойни». Значительная, но менее известная группа книг писателя – популярные изложения событий морской истории. В неё входят такие книги как «Пираты фюрера», «Корсары Кайзера», «Александр Суворов» и многие другие.

Библиография

«Александр II ». «Андрей Первозванный ». «Балтийская трагедия. Агония ». «Балтийская трагедия. Катастрофа ». «Беспредел ». «Бородино ». «В огне государственного катаклизма ». «Вернисажи капитана Доусона ». «Влекомые роком ». «Второе пришествие в гневе ». «Второй Перл-Харбор ». «Гибель линкора Ямато ». «Две смерти императора Александра I ». «Долгая дорога на Голгофу ». «Золото партии ». «Император Александр III ». «Император Николай I ». «Князь Суворов ». «КОРСАРЫ КАЙЗЕРА ». «Лабиринты безумия ». «Ленин, Сталин, Гитлер. В центре чертовщины ». «Линкоры фюрера ». «Меч президента ». «Наварин ». «Операция Гроза. Кровавые игры диктаторов ». «Операция Гроза. Ошибка Сталина ». «Операция `Гроза`, или Ошибка в третьем знаке. Историческая хроника ». «Ослябя ». «От Кокосовых островов до Севастополя ». «Павел I ». «Пираты Фюрера ». «Порт-Артурская ловушка ». «Последние дни второй тихоокеанской эскадры ». «Прелюдия к катастрофе. Сражение в заливе Лейте ». «Приложение ». «Приложения ». «Разрушитель империй ». «Синдром Николая II ». «Сисой Великий ». «Слава ». «Смутные дни (Из воспоминаний Б. П. Дудорова) ». «Таллинский переход ». «Теория и практика перманентного уничтожения (Из материалов С. А. Зонина) ». «Цесаревич ». «Черноморская Цусима ».

Имеется альтернативный список:

1. Война разгорается. Нашествие. Оккупация. (1996, 1997) 2. Бегство с добычей. Кейс президента. Меч президента. (1996, 1997) 3. Лом президента. Клыки президента. Исторические зарисовки. (1996, 1997) 1. Таллинский переход. (1994, 2003) 2. Балтийская трагедия. Агония. (1996, 2003) 3. Балтийская трагедия. Катастрофа. (1996, 2003)

Беспредел. (1994, 2004)

Быль беспредела, или Синдром Николая II. (1994-95)

В огне войн и переворотов. Книга 1. (1995)

В огне войн и переворотов. Книга 2. (1995)

В огне государственного катаклизма. (2000, 2004)

В центре чертовщины. (1995, 2003)

Влекомые роком. (1999)

Второе пришествие в гневе. (2000)

Второй Перл-Харбор. (1999, 2005)

Д.Артаньян из НКВД. (1996)

Династический рок. (1995, 2002)

Долгая дорога на Голгофу. (2000, 2004)

Завещание Сталина. (2002, 2003)

Золото партии: Историческая хроника. (1992, 1994, 1999, 2000, 2001, 2003, 2005)

Кейс и меч. (1994)

Князь Суворов. (1995, 2003)

Корсары кайзера. (1998, 2003)

Лабиринты безумия. (1993-95)

Линкоры Фюрера. (2004, 2006)

Меч президента: Большая аппаратная разборка. (1993-94, 2001, 2004)

Мученик Цусимы. (1999)

Операция «Гроза», или Ошибка в третьем знаке. Книга 1. (1994, 2005)

Операция «Гроза», или Ошибка в третьем знаке. Книга 2. (1994, 2005)

Пираты Фюрера. (1998, 2000, 2001, 2002)

Полигон сатаны. (1994) Сборник

Порт-Артурская ловушка: Историческая хроника. (1999, 2003)

Тихий океан. Неизвестная война.

Трагедия на Балтике. Август 1941 г. (1997)

Хроника чеченской бойни. (1995)

Черноморская Цусима. 1914-1921. (1999, 2004)

К сожалению, явно налицо ситуация, когда разные произведения издавались в составе разных книг, и в списках трудно понять, где сборники, а где самостоятельные произведения.

Бунич Игорь Львович (28 сентября 1937 — 15 июня 2000) — российский писатель и публицист. Получил известность благодаря произведениям в жанре политической публицистики и фолк-хистори. Также автор популярно-исторических книг на военно-морскую тематику.

С детских лет жил в Ленинграде. В 1956-1959 годах учился в Ейском училище военно-морской авиации, по окончании служил штурманом в авиации Северного флота ВМС СССР. Вернувшись в Ленинград, поступил в Ленинградский кораблестроительный институт. С 1964 года работал в ЦНИИ им. Крылова, потом — с 1974 года — в Военно-морской академии, исследуя архивные материалы и составляя аналитические обзоры для руководства академии. Занимался переводами, реферированием иностранной литературы. В качестве хобби интересовался историей флота. Последнее звание перед увольнением в отставку в 1984 году — подполковник военно-морской авиации.

С середины 1970-х годов занялся распространением в кругу знакомых своих переводов из иностранной специализированной периодики (или без указания своего авторства как переводчика, или под различными псевдонимами), а также и собственных сочинений по военной истории, которые выдавал за переводы иностранных авторов. В 1981 году под псевдонимом «И. Кольт» начал публиковаться в ленинградском самиздатском журнале «Часы».

В 1982 году получил первое официальное предостережение от Ленинградского управления КГБ за размножение и нелегальное распространение материалов «клеветнического характера» и «близких к секретным»; в 1984 году — второе предостережение (в связи с «делом Донского») — относительно распространения «антисоветской литературы». Был изгнан с работы под предлогом сокращения штатов; с 1984 года служил вахтером и ночным сторожем.

В 1990-е работал помощником народного депутата Юлия Рыбакова, занимался публицистикой, выпустил разошедшиеся большими тиражами книги «Золото партии», «Меч президента», «Операция Гроза» и другие.

Книги (16)

Одним из «белых пятен» в истории Второй Мировой войны для российского читателя является морское сражение у острова Саво.

Агрессивный японский адмирал Микава, еще полностью не пришедший в себя после поражения японцев у острова Мидуэй, наспех собрав соединение кораблей, нанес американцам жестокое поражение, которое американская пресса справедливо назвала «вторым Перл-Харбором». Для напоминания читателям о «первом» Перл-Харборе предлагается захватывающий материал Уолтера Лорда в прекрасном авторизованном переводе И. Бунича.

Гроза. Кровавые игры диктаторов

Книга посвящена одному из страшных «эпизодов» Пятисотлетней войны – подготовке сталинским режимом глобальной военной операции с целью захвата Европы и последующей ее советизации.

Много внимания уделил автор работе разведок по дезинформации гитлеровского и сталинского руководства в последние месяцы перед столкновением двух кровавых диктаторов. Книга развеивает мифы номенклатурных историков о миролюбивой политике Советского Союза и убедительно вскрывает причины поражений Красной Армии на начальном этапе самой страшной для нашей страны войны.

Д’Артаньян из НКВД: Исторические анекдоты

Дворцовые тайны времён кардинала Ришёлье, в которые посвящён знаменитый Д’Артаньян — герой романов Александра Дюма, бледнеют в сравнении с загадками и интригами коммунистической верхушки московского Кремля.

Герой новой книги Игоря Бунича подолгу службы в НКВД и КГБ выполняет многие «деликатные» поручения, результаты которых самым неожиданным образом влияют на развитие событий в Советском государстве.

Коммунисты пришли в нашу страну в 1917 году как захватчики.

Более семидесяти лет вели себя как оккупанты, а сообразив, что их время ушло, разбежались как ярмарочные воры, ограбив до нитки народ и уничтожив государство. Даже географически Россия оказалась отброшенной к временам достопамятного царя Иоанна IV Васильевича. То есть в XVI век. А на дворе уже XXI.

«Кейс Президента» — остросюжетный рассказ бывшего офицера ВВС, у которого, как и у М.С.Горбачева, в первый день путча (19 августа 1991 г.) отключили телефон и отобрали, находящийся под его охраной «кейс Президента», который содержал специальную аппаратуру для подачи сигнала, означавшего для человечества ядерную войну.

Казалось бы, что прагматичный и холодный ХХ век не оставил места для романтических и дерзких морских авантюр, в ходе которых корсары потрошили бы «купцов», сжигали приморские города, лихо уходили от погони и закапывали несметные сокровища на необитаемых островах.

Но это далеко не так! Корсары действовали в течение всего ХХ века.

Можно не сомневаться, что полные опасностей приключения таких капитанов, как Мюллер, Нергер, Келлер и Люкнер, описанные Игорем Буничем на основе документов и мемуаров, займут достойное место в перечне книг о пиратах, созданных знаменитыми авторами прошлого, такими как Стивенсон, Мариэтт, Конан Дойль и Сабатини.

В произведении Игоря Бунича описываются события, приведшие к самой кровопролитной в истории человечества войне. Два тоталитарных режима, опьяненные идеей мирового господства, неумолимо шли к жестокому конфликту.
Тщательно скрывая свои намерения, генеральные штабы Советского Союза и Германии готовили планы молниеносных наступательных операций по сокрушению друг друга.

Благодаря глобальной дезинформации, предоставляемой разведками разных стран, включая и собственную, Сталин находился в своеобразном сюрреалистическом мире, из которого его вывел страшный удар внезапного нападения Гитлеровских армий.

Родился в 1937 году, в семье инженера-конструктора. Окончил Ленинградский кораблестроительный институт. Работал в ЦНИИ им. Крылова и Военно-морской академии. Занимался переводами, реферированием иностранной литературы. В качестве хобби интересовался историей флота. В 1980-х годах проходил в качестве свидетеля по ряду дел, которые вел КГБ, в том числе и за распространение антисоветской литературы, из-за чего был вынужден несколько лет проработать ночным сторожем. Игорь Бунич получил широкую известность после выхода книги «Золото партии», жанр которой можно определить как смесь non-fiction и fantasy. В своих популярно-исторических произведениях автор описывает события истории, построив сюжетную канву на смелых предположениях. Лучшие книги И. Бунича посвящены истории флота: «Балтийская трагедия» (о переходе каравана военных кораблей и гражданских судов из Таллина в Кронштадт в 1941 году), тетралогия «В огне войн и переворотов» (об истории трех Тихоокеанских эскадр в годы русско-японской войны), «Тихий океан. Неизвестная война» (о событиях 1940-1945 годов). Среди других его книг – «Операция «Гроза», «Корсары кайзера», «Пираты фюрера», «Беспредел», «Меч президента», «Черноморская Цусима».