Home Наш дом Раздел презентации на тему марина цветаева. Презентация на тему Жизнь и творчество М

Раздел презентации на тему марина цветаева. Презентация на тему Жизнь и творчество М

by admin

В 1911 г. Цветаева знакомится со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. Во время гражданской войны Сергей воевал в рядах Добровольческой армии на стороне белых и после победы большевиков был вынужден эмигрировать. В 1911 г. Цветаева знакомится со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. Во время гражданской войны Сергей воевал в рядах Добровольческой армии на стороне белых и после победы большевиков был вынужден эмигрировать. В январе 1912 г. Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля). В 1914 г. Марина встретилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок, их роман продолжался до 1916 г. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов “Подруга”. В 1917 г. Цветаева родила дочь Ирину, которая почти сразу после рождения оказалась в детском приюте, где умерла от голода в возрасте 3-х лет.

Описание слайда:

Описание слайда:

В 1939 г. Цветаева вернулась в СССР, вслед за мужем и дочерью Во время Великой Отечественной войны она с сыном отправилась в эвакуацию в Елабугу. Там, доведенная одиночеством, безработицей и трагичностью судеб близких, Марина Ивановна покончила жизнь самоубийством, повесившись 31 августа 1941 г. и оставив предсмертную записку к сыну: “Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик.” Похоронена на кладбище г. Елабуга. Сын, Георгий, погиб 3 годами позже в 1944 г. от пулевого ранения. В 1939 г. Цветаева вернулась в СССР, вслед за мужем и дочерью Во время Великой Отечественной войны она с сыном отправилась в эвакуацию в Елабугу. Там, доведенная одиночеством, безработицей и трагичностью судеб близких, Марина Ивановна покончила жизнь самоубийством, повесившись 31 августа 1941 г. и оставив предсмертную записку к сыну: “Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик.” Похоронена на кладбище г. Елабуга. Сын, Георгий, погиб 3 годами позже в 1944 г. от пулевого ранения.

Описание слайда:

Описание слайда:

Описание слайда:

Описание слайда:

Марина Цветаева Жизнь и творчество поэта

Мари́на Ива́новна Цвета́ева (26 сентября (8 октября) 1892, Москва, Российская империя – 31 августа 1941, Елабуга, СССР) – русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.

Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве, в день, когда православная церковь празднует память евангелиста Иоанна Богослова. Это совпадение нашло отражение в нескольких стихотворениях поэта. Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов.

Её отец, Иван Владимирович, – профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.

Мать, Мария Александровна Мейн (по происхождению – из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Огромное влияние на Марину, на формирование её характера оказывала мать. Она мечтала видеть дочь музыкантом.

После смерти матери от чахотки в 1906 году Марина с сестрой Анастасией остались на попечении отца. Анастасия (слева) и Марина Цветаевы. Ялта, 1905. …Всё бледней лазурный остров-детство, Мы одни на палубе стоим. Видно, грусть оставила в наследство Ты, о мама, девочкам своим!

Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери она подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. «Дом Тьо » был куплен в 1899 г. дедом М.Цветаевой по материнской линии А.Д. Мейном. После его смерти в доме прожила последние 20 лет своей жизни его вторая жена, которую малолетние Марина и Ася прозвали « Тьо ». Тьо от “тёти”, так как не родная бабушка велела звать её тётя. Прозвище « Тьо » перешло и на дом. В этом доме Марина и Анастасия Цветаевы жили во время зимних приездов в Тарусу в 1907-1910 гг.

Начальное образование Марина Ивановна получила в Москве, в частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко. Продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе.

В 1910 году Марина опубликовала (в типографии А. А. Левенсона) на свои собственные деньги первый сборник стихов – «Вечерний альбом». (Сборник посвящён памяти Марии Башкирцевой, что подчёркивает его «дневниковую » направленность). «Эта книга – не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихотворений» Н. Гумилёв

За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник – «Волшебный фонарь». На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911 , 1913, 1915 и 1917 годах). В 1913 году выходит третий сборник – «Из двух книг».

Я с вызовом ношу его кольцо Да, в вечности жена, не на бумаге!- Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге … Безмолвен рот его, углами вниз, Мучительно-великолепны брови. В его лице трагически слились Две древних крови …В его лице я рыцарству верна, Всем тем, кто жил и умирал без страху! – Такие – в роковые времена – Слагают стансы- и идут на плаху. 3 июня 1914 В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном.

27 января 1912 года состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).

Летом 1916 года Цветаева приехала в город Александров, где жила её сестра Анастасия Цветаева с гражданским мужем Маврикием Минцем и сыном Андреем. В Александрове Цветаевой был написан цикл стихотворений («К Ахматовой», «Стихи о Москве» и др. стихотворения), а её пребывание в городе литературоведы позднее назвали «Александровским летом Марины Цветаевой». Сёстры Цветаевы с детьми, С. Эфрон, М. Минц (стоит справа). Александров, 1916 г.

В 1914 году Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок; их романтические отношения продолжались до 1916 года. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга». Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни».

В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево (тогда в Подмосковье) в возрасте 3-х лет. Ариадна (слева) и Ирина Эфрон. 1919 год Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению. Дом в Борисоглебском переулке, 6, в котором жила М.Цветаева с 1914 по 1922 год

В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу – к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. Марина Цветаева в 1924-м году Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно всё равно – Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что – мой, Как госпиталь или казарма… 1934 г.

В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. Мур (Георгий Сергеевич Эфрон), сын Марины Цветаевой. Париж, 1930-е. М.И. Цветаева с мужем и детьми, 1925 г.

Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы – «После России», включивший в себя стихотворения 1922-1925 годов. Позднее Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача в эмиграции – в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху – там, туда, оттуда…».

15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве. В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшево (ныне Музей-квартира М. И. Цветаевой в Болшево). М.И. Цветаева, Франция, 1939 г. Фото на паспорт перед возвращением на Родину Дом-музей Цветаевой в Болшево, город Королёв

27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября – Эфрон. В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году. В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами. Сергей Эфрон с дочерью Ариадной (Алей), 1930-е

31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством, повесилась в доме, куда вместе с сыном была определена на постой. Она оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить («эвакуированным», Асеевым и сыну). Дом, где покончила с собой М.И. Цветаева Посмертная записка сыну

Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле Цветаевой установлен камень (тарусский доломит) с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».

Спасибо за внимание!

Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 9 октября 1892 года в семье профессора Ивана Владимировича Цветаева и пианистки Марии Александровны Мейн, в этот миг вдруг по всей Москве зазвонили колокола. И ещё был знак судьбы – рябина. Старожилы Москвы не помнили, чтобы столько было рябины.

Отец – профессор Московского университета – Иван Владимирович Цветаев, впоследствии основатель Музея изящных искусств, ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Мать Мария Александровна Мейн происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой.

Трехпрудный переулок в Москве

Зимнее время года семья проводила в Москве, лето – в городе Тарусе Калужской губернии. Ездили Цветаевы и за границу. В 1903 Цветаева училась во французском интернате в Лозанне (Швейцария), обучалась вместе с сестрой в немецком пансионе во Фрейбурге (Германия), летом 1909 одна отправилась в Париж, где слушала курс старинной французской литературы в Сорбонне.

Первый сборник стихов «Вечерний альбом» 1910 год

Ваша книга – это весть оттуда,Утренняя благостная весть.Я давно уж не приемлю чуда,Но как сладко слышать: чудо – есть! М.Волошин

Никогда ещё Марина не была так хороша собой. Её золотистые волосы вились. На щеках играл румянец, а глаза цвета спелого крыжовника, из-за близорукости имели колдовское выражение

Летят они, написанные наспех,

Горячие от горечи и нег.

Между любовью и любовью распят

Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век.

1917 год. Февральская революция. Большинство русской интеллигенции увидело в ней свершение своих идеалов и надежд. Цветаева безошибочно чувствует – не то.Пройдёт совсем немного времени, к власти придут большевики и развяжут Гражданскую войну. С первых её дней уйдёт в Белую армию Сергей Эфрон.

Марина и дети с трудом сводили концы с концами, голодали. В начале зимы 1919–1920 Цветаева отдала дочерей в детский приют в Кунцеве. Вскоре она узнала о тяжелом состоянии дочерей и забрала домой старшую, Алю. Выбор Цветаевой объяснялся невозможностью прокормить обеих. В начале февраля 1920 Ирина умерла. Ее смерть отражена в стихотворении «Две руки, легко опущенные…» (1920)

11 июля 1921 Марина Цветаева получила письмо от мужа, эвакуировавшегося с остатками Добровольческой армии из Крыма в Константинополь. Вскоре он перебрался в Чехию, в Прагу. После нескольких изнурительных попыток Цветаева получила разрешение на выезд из Советской России и 11 мая 1922 вместе с дочерью Алей покинула родину.

В Праге у Цветаевой впервые устанавливаются постоянные отношения с литературными кругами, с издательствами и редакциями журналов.

Во второй половине 1925 Цветаева приняла окончательное решение покинуть Чехословакию и переселиться во Францию. Ее поступок объяснялся тяжелым материальным положением семьи; она полагала, что сможет лучше устроить себя и близких в Париже, который тогда становился центром русской литературной эмиграции. 1 ноября 1925 Цветаева с детьми приехала во французскую столицу; к Рождеству туда перебрался и Сергей Эфрон.

Переезд во Францию не облегчил жизнь Цветаевой и ее семьи. Сергей Эфрон, непрактичный и не приспособленный к тяготам жизни, не мог прокормить семью; только сама Цветаева литературным трудом могла зарабатывать на жизнь. Однако в ведущих парижских периодических изданиях Цветаеву печатали мало, зачастую правили ее тексты. За все парижские годы она смогла выпустить лишь один сборник стихов – «После России» (1928). Эмигрантской литературной среде были чужды стихи Цветаевой.

Неприятие Цветаевой усугублялись ее сложным характером и репутацией мужа (Сергей Эфрон хлопотал с 1931 о советском паспорте, высказывал просоветские симпатии, работал в «Союзе возвращения на родину»). Он стал сотрудничать с советскими спецслужбами. Но Цветаева, в отличие от мужа и детей, не питала никаких иллюзий в отношении режима в СССР и просоветски настроена не была).

У Цветаевой произошел тяжелый конфликт с дочерью, настаивавшей, вслед за своим отцом, на отъезде в СССР; дочь ушла из материнского дома. В сентябре 1937 Сергей Эфрон оказался причастен к убийству бывшего агента советских спецслужб, попытавшегося выйти из игры. (Цветаева о роли мужа в этих событиях осведомлена не была). Вскоре Эфрон был вынужден скрыться и бежать в СССР. Вслед за ним на родину вернулась дочь Ариадна. Цветаева осталась в Париже вдвоем с сыном, но Мур также хотел ехать в СССР. Не было денег на жизнь и обучение сына, Европе грозила война, и Цветаева боялась за Мура, который был уже почти взрослым. Она опасалась и за судьбу мужа в СССР. Ее долгом и желанием было соединиться с мужем и дочерью.

Цветаева марина ивановна

Выполнили: Ефимовичева Полина Комбарова Катя Губарева Лиза Болотова Настя Байгазова Лена Загитова Наташа Князева Даша

Родилась Марина Цветаева в очень интеллигентной семье. Ее отец – Цветаев Иван Владимирович, профессор Московского университета, работавший на кафедре теории искусств и всемирной истории, известный филолог и искусствовед, занимал должность директора Румянцевского музея, большую часть своей жизни посвятил Музею изящных искусств имени Александра III (сейчас – Музей имени Пушкина). Иван Цветаев женился второй раз, на Марии Мейн, пианистке, ученице Антона Рубинштейна. У этой пары 26 сентября 1892 года в Москве на свет появилась девочка, получившая имя Марина, что значит «морская». Огромное влияние на Марину оказала ее мать, мечтавшая, что дочь пойдет по ее стопам и станет пианисткой. Однако сколько не заставляли будущую поэтессу играть гаммы, мир поэзии манил ее намного больше. Первые стихи девочка написала еще в шестилетнем возрасте, причем писала не только на русском, но и немецком и французском языках.

В юном возрасте, по настоянию матери Марина Цветаева посещала музыкальную школу и брала уроки музыки на дому. Начальное образования Марина и ее сестра Анастасия (домашние ее называли Асей) получили дома. Позже уже в возрасте 8-9 лет, в Москве Марина посещала занятия в частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко, затем в Лозанне, Швейцария, в 1903 году обучалась в католическом пансионе, после очередного переезда семьи отправилась во французский

интернат. Цветаева продолжила обучение в пансионе Фрайбурга, Германия, языки давались ей легко, и в дальнейшем она часто зарабатывала именно переводами, так как творчество не приносили таких доходов. В 1908 году Марина отправилась в Париж, где поступила в Сорбонну, чтобы прослушать курс лекций, посвященных старофранцузской литературе.

Когда Цветаевой исполнилось восемнадцать лет, она выпустила свой первый сборник “Вечерний альбом” (1910), включавший в основном все то, что писалось еще на ученической скамье. Сборник был замечен, появились рецензии. Одним из первых на “Вечерний альбом” откликнулся Валерий Брюсов. Он писал: “Стихи Марины Цветаевой… всегда отправляются от какого-то реального факта, от чего-нибудь действительно пережитого”. Еще более решительно приветствовал появление цветаевской книги поэт, критик и тонкий эссеист Максимилиан Волошин, живший в то время в Москве. Стихи юной Цветаевой подкупали своей талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью. На этом сошлись все рецензенты.

НА ПРОЩАНЬЕ … Ты все мне поведал – так рано! Я все разглядела – так поздно! В сердцах наших вечная рана, В глазах молчаливый вопрос. Темнеет. Захлопнули ставни, Над всем приближение ночи. Люблю тебя пpизpачно – давний, Тебя одного – и на век! … 4-9 января 1910

В этом альбоме Цветаева облекает свои переживания в лирические стихотворения о несостоявшейся любви, о невозвратности минувшего и о верности любящей. В ее стихах появляется лирическая героиня – молодая девушка, мечтающая о любви. “Вечеpний альбом” – это скpытое посвящение. Перед каждым pазделом – эпигpаф, а то и по два.

РАННЯЯ ЛИРИКА В ТВОРЧЕСТВЕ ЦВЕТАЕВОЙ

Вслед за “Вечеpним альбомом” появилось еще два стихотворных сборника Цветаевой: “Волшебный фонаpь” (1912г.) и “Из двух книг” (1913г.) – оба под маpкой издательства “Оле-Лукойе”, домашнего пpедпpиятия Сеpгея Эфpона, дpуга юности Цветаевой, за котоpого в 1912 году она выйдет замуж. В это время Цветаева – “великолепная и победоносная” – жила уже очень напряженной душевной жизнью. К тому времени Цветаева уже хорошо знала себе цену как поэту в 1914г. она записывает в своем дневнике: “В своих стихах я уверена непоколебимо», но ровным счетом ничего не делала для того, чтобы наладить и обеспечить свою человеческую и литеpатуpную судьбу. Жизнелюбие Марины воплощалось, прежде всего, в любви к России и к русской речи. Марина очень сильно любила город, в котором родилась, Москве она посвятила много стихов.

Из рук моих – нерукотворный град … Над городом, отвергнутым Петром, Перекатился колокольный гром. Гремучий опрокинулся прибой Над женщиной, отвергнутой тобой. Царю Петру и вам, о царь, хвала! Но выше вас, цари, колокола. Пока они гремят из синевы – Неоспоримо первенство Москвы. И целых сорок сороков церквей, Смеются над гордынею царей! 31 марта 1916

Любовь в лирике Марины Ивановны – безграничное море, неуправляемая стихия, которая полностью захватывает и поглощает. Лирическая героиня Цветаевой растворяется в этом волшебном мире, страдая и мучаясь, горюя и печалясь. Открытой и радостной душе автора по плечу великие радости и страдания. К сожалению радостей выпадало мало, а горя хватило бы на десяток судеб. Но Марина Ивановна гордо шла по жизни, неся все, выпавшее на долю. И только стихи открывают бездну ее сердца, вместившего казалось бы, непереносимое.

Марина Цветаева написала поэму «Переулочки», как прощание с Москвой. В мае 1922 года Цветаева с дочерью решает уехать за границу. 11 мая они прощаются с родиной и 15 мая приезжают в Берлин, где вышли две ее книги: «Разлука» и «Стихи к Блоку». Эренбург помог ей устроиться в русском пансионе, и вскоре она встретилась с мужем, приехавшим из Праги.

Цветаева завершила работу над большой поэмой-сказкой «Молодец», начатой еще в Москве. В течение второй половины 1922 г. вышли следующие книги М. Цветаевой: «Конец Казановы» (третье действие); «Созвездие»; «Версты»; «Царь-Девица»; «Царь-Девица»; «Эпоха». В Чехии она пробыла с августа 1922 г. по октябрь 1925 г. Марина Цветаева пишет большое письмо Б. Пастернаку, положившее начало их знаменитой переписке.

В первой половине 1924 года были написаны две поэмы: «Поэма Горы» и «Поэма Конца». 1 Февраля 1925 года у Цветаевой родился сын Георгий. А весной, спустя два года после написания, вышла поэма «Молодец».А 1 ноября того же года семья Марины Цветаевой прибыла в Париж.

Сергей Эфрон, Марина Цветаева с Георгием (Муром) и Ариадна Эфрон. Вшеноры (Чехия), 1925 год

1926 год 6 февраля Марина Цветаева выступила на триумфальном вечере. В мае написана поэма «С моря», обращенная к Б. Пастернаку, а в июне была написана поэма «Попытка комнаты», обращенная к Р. Рильке и к Б. Пастернаку. С мая по август велась романтическая переписка между Мариной Цветаевой, Б. Пастернаком и Р. Рильке. 7 ноября Марина Цветаева написала письмо к Р. Рильке, на которое ответа не получила, а 29 декабря умер P. M. Рильке. 1927 год 7 февраля написано «Новогоднее», посмертное письмо к P.M. Рильке. 27 февраля Марина Цветаева завершила очерк-реквием в прозе «Твоя смерть», посвященный памяти Рильке. В мае Цветаева завершила работу над книгой стихов «После России».

1928 Январь – февраль. Знакомство с молодым поэтом Н. П. Гронским. Вышла последняя прижизненная книга стихов Марины Цветаевой «После России». 15 июня. Участие Марины Цветаевой в первом собрании молодых литераторов под названием «Кочевье». 24 ноября. Газета «Евразия» поместила обращение Марины Цветаевой к В. Маяковскому, несколько испортившее ее литературную судьбу (по ее словам, ее перестала печатать газета «Последние новости»). 3 декабря. В день отъезда Владимира Маяковского Марина Цветаева передала ему письмо, кончающееся словами: «Люблю Вас», которое он сохранил.

1929 Февраль – март. Написала большой очерк о художнице Н. С. Гончаровой. До середины мая. Работа над поэмой «Перекоп». Начинает собирать материалы к будущей «Поэме о Царской семье». Октябрь. Поездка на несколько дней в Брюссель с литературными чтениями. 26 ноября. Выступала на «Собеседовании русских и французских писателей». 18 декабря. Выступала на прениях по теме «Достоевский в представлении наших современников».

1930 Март. Работа над переводом поэмы «Молодец» на французский, точнее – написание поэмы заново. Иллюстрации сделала Н. С. Гончарова. Поэма, за исключением первой главы, не увидела света. 26 и 29 апреля. Марина Цветаева приняла участие в «Вечере романтики» и в «Собеседовании русских зарубежных писателей с их французскими собратьями». Август. Написала реквием Владимиру Маяковскому из семи стихотворений.

“Эмиграция делает меня прозаиком. “

В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания (в новаторской поэтической технике Цветаевой усматривали самоцель), успехом пользовалась ее проза, охотно принимавшаяся издателями и занявшая основное место в ее творчестве 1930-х гг.

1933 Январь. Марина Цветаева написала французский эпистолярный роман, созданный из ее писем 1922 г. к берлинскому издателю А. Г. Вишняку: «Девять писем, с десятым невозвращенным и одиннадцатым полученным и Послесловием», или «Флорентийские ночи», как назвала это произведение Ариадна Эфрон. Этот роман представлял собой перевод, с очень незначительными изменениями, собственных писем Марины Цветаевой к адресату. Роман не был издан.

Абрам Григорьевич Вишняк с сыном

1933 Март. Завершила «Оду пешему ходу». Лето. Написан небольшой очерк-воспоминание о детстве «Башня в плюще». 7 июля. Написана статья «Поэты с историей и поэты без истории», посвященная Б. Пастернаку. Сохранилась лишь в переводе с сербскохорватского. Июль. Окончание работы над стихотворным циклом «Стол». Август – сентябрь. Написаны автобиографические очерки: «Музей Александра III», «Лавровый венок», «Открытие музея», «Жених», а также статья «Два лесных Царя». Декабрь. Марина Цветаева завершила и напечатала автобиографический очерк «Дом у Старого Пимена». К этому времени С. Эфрон принял твердое решение вернуться на родину, и это угнетало М. Цветаеву.

Из воспоминаний Марины Цветаевой

«Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой единственный доход – от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живём на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода.»

1934 Февраль. Написан очерк-реквием «Пленный дух» (в память Андрея Белого). Май. Написан мемуарный очерк «Хлыстовки». Июнь. Написан маленький очерк-сценка «Страховка жизни»; тогда же, по-видимому, – сценка «Китаец». Вероятно, к этому же времени относится очерк «Чудо с лошадьми» – на французском. Конец лета – начало осени. Написаны мемуары «Мать и музыка» и «Сказка матери». Ноябрь. Марина Цветаева узнала о гибели Н. Гронского и немедленно принялась за очередной реквием – «Поэт-альпинист». Статья сохранилась лишь в переводе на сербскохорватский. Рождество. Окончание работы над статьей.

1935 Январь. Марина Цветаева пишет цикл стихов на смерть Н. Гронского «Надгробие». 2 февраля. Марина Цветаева прочла доклад «Моя встреча с Блоком» (доклад не сохранился). Февраль. Конфликт с Алей. Та временно ушла из дома. Весна. Марина Цветаева принялась писать поэму «Певица», однако скоро оставила ее. Июнь. Написала автобиографический очерк «Черт». 20 июня. Прочла очерк на литературном вечере. 24 июня. На антифашистском Международном конгрессе писателей в защиту культуры Марина Цветаева встретилась с Б. Пастернаком. Б. Пастернак был в депрессивном состоянии; ему было не до общения с М. Цветаевой, и ту встречу она назвала невстречей; поэты не поняли друг друга. 28 июня. Марина Цветаева с сыном уехала отдыхать в Фавьер. Лето – осень. В Фавьере написан цикл «Отцам» из двух стихотворений. Сергей Эфрон мечтает о возвращении на родину. Уже не первый год он работает в просоветской (чекистской) организации.

Борис Пастернак (справа внизу) и Илья Эренбург (справа вверху) на антифашистском Международном конгрессе писателей в защиту культуры в Париже. 1935 год.

1936 Март. Узнав о смерти поэта Мих. Кузмина, Марина Цветаева пишет очерк-воспоминание «Нездешний вечер», посвященный единственной встрече с ним в Петрограде зимой 1916 году. Апрель. Марина Цветаева пишет четыре маленьких очерка под общим названием «Отец и его музей». 20 – 27 мая. Поездка в Брюссель с чтением французских очерков об отце и музее. До 16 июня. Предпринимает тщетные попытки завершить начатую еще давно поэму «Автобус», но окончательно оставляет этот замысел. Июнь – июль. Работает над переводами стихов А. С. Пушкина на французский. В печати появляется рецензия М. Цветаевой «О книге Гронского «Стихи и поэмы». Эпистолярная встреча с молодым поэтом Анатолием Штейгером. Лето – осень. Марина Цветаева переписывалась с А. Штейгером, написала ему стихи (цикл «Стихи сироте»). А. Штейгер был опасно болен (туберкулез). М. Цветаева слишком требовательна, так что разминовение было неизбежно. 30 декабря. М. Цветаева написала А. Штейгеру прощальное письмо.

15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве. В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. Все вместе они поселились на даче НКВД в Болшево (ныне Музей-квартира М. И. Цветаевой в Болшево).

М.И. Цветаева, Франция, 1939 г. Фото на паспорт перед возвращением на Родину

Дом-музей Цветаевой в Болшево, город Королёв

Но это счастье было недолгим: 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября – Эфрон. В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий была реабилитирована лишь в 1955 году.

Сергей Эфрон с дочерью Ариадной (Алей), 1930-е

Для Цветаевой наступила тяжелая пора: неизвестность о близких, состояние с передачами в тюремных очередях, болезни Мура(сына), скитание по чужим углам. Чтобы прокормиться, она занималась переводами, с головой уходя в работу. «Я перевожу по слуху – и по духу (вещи). Это больше, чем смысл», – с таким подходом на свои стихи у Цветаевой времени не хватало. Среди переводческих тетрадей затерялось лишь несколько прекрасных стихотворений, отражавших ее душевное состояние: Пора снимать янтарь, Пора менять словарь, Пора гасить фонарь Наддверный… (Февраль 1941)

В апреле 1941 года Цветаеву принимают в профком литераторов при Гослитиздате. Война застает её за переводами испанского поэта Гарсиа Лорки, погибшего от рук фашистов в Гренаде.

Ее пытались поддержать Пастернак и Тарасенков, осенью 1940 года была предпринята попытка издать небольшой сборник ее стихов. Марина Ивановна тщательно составляла его, но из-за отрицательной рецензии одного из критиков, который объявили её стихи «формалистическими», сборник не был издан.

8 августа 1941 года Марина Ивановна уезжает в эвакуацию. в Чистополь. А потом в Елабугу. Но там для неё нет работы, даже самой черной: ни домработницей ни судомойкой. Здесь, у последней черты, все чувства Марины обостряются. Предстоящие впереди мрак и зима в глуши, трагическое ощущение собственной ненужности, беспомощности, роковое убеждение в том, что она ничего не умеет, паралич воли, страх за сына заставили принять страшное решение.

Комната в доме в Елабуге, где жила Марина Ивановна с сыном.

31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством, повесилась в доме, куда вместе с сыном была определена на постой. Она оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить («эвакуированным», Асеевым и сыну).

Дом, где покончила с собой М.И. Цветаева

Посмертная записка сыну

(Эфрон) “Я знаю, существует легенда о том, что она покончила с собой, якобы заболев душевно, в минуту душевной депрессии – не верьте этому. Ее убило то время, нас оно убило, как оно убивало многих, как оно убивает и меня.

Здоровы были мы – безумием было окружающее: аресты, расстрелы, подозрительность, недоверие всех ко всем и ко вся. Письма вскрывались, телефонные разговоры подслушивались; каждый друг мог оказаться предателем, каждый собеседник – доносчиком; постоянная слежка, явная, открытая”.

Перед самым возвращением на родину, после 17 лет эмиграции Цветаевой снится ужасный сон. Сон об умирании. Она поняла это и так и сказала в своих записях: “Дорога на тот свет. Несусь неудержимо, с чувством страшной тоски и окончательного прощания. Точное чувство, что лечу вокруг земного шара, и страстно – и безнадежно! – за него держусь, зная, что очередной круг будет – Вселенная: та полная пустота, которой так боялась в жизни: на качелях, в лифте, на море…, внутри себя. Было одно утешение,: что не остановить, не изменить: роковое…”

Время, я не поспеваю. Мера, я не умещаюсь.

Моим стихам, написанным так рано, Что я и не знала, что я – поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет. Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, Нечитанным стихам! – Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!) Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед Май 1913 г

Исполнилось пророчество Цветаевой, что ее стихам “настанет свой черед”. Сейчас они вошли в культурную жизнь мира, в наш духовный обиход, заняв высокое место в истории поэзии. Она оставила нам сборники лирических стихотворений, 17 поэм, стихотворные драмы, лирические эссе и философские этюды, мемуарную прозу, воспоминания и размышления.

Цветаева – поэт “предельной правды чувства”. Нам остались ее мысли, чувства, выраженные в стихах. Дочь Ариадна Цветаева из письма Б.Пастернаку от 28 августа 1957 года: « …ведь гораздо важнее, что написанное тобой и мамой доживет до поколений, которых мы сейчас и угадать-то не можем, и с ними вы будете «на ты». Дорогой ценой заставляют сегодня платить за право жить в завтра, жить во всегда».

Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно.

На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле Цветаевой установлен камень (тарусский доломит) с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».

Уж сколько их упало в эту бездну, Разверстую вдали! Настанет день, когда и я исчезну С поверхности земли. Застынет всe, что пело и боролось, Сияло и рвалось: И зелень глаз моих, и нежный голос, И золото волос. И будет жизнь с ее насущным хлебом, С забывчивостью дня. И будет всe – как будто бы под небом И не было меня! Изменчивой, как дети, в каждой мине И так недолго злой, Любившей час, когда дрова в камине Становятся золой, Виолончель и кавалькады в чаще, И колокол в селе. – Меня, такой живой и настоящей На ласковой земле!

Заканчивая рассказ о её судьбе, хочется вспомнить её замечательное стихотворение, которое звучит нам, как завещание – напутствие.

Среди бесценных духовных сокровищ, которыми Россия так богата, особое место принадлежит женской лирической поэзии. Этот жанр созвучен женской душе.

В сентябре 1937 Сергей Эфрон оказался причастен к политическому убийству бывшего агента советских спецслужб и вскоре был вынужден скрыться и бежать в СССР. Вслед за ним на родину вернулась дочь Ариадна.

Зарабатывает на жизнь Марина Ивановна переводами с французского, немецкого и других языков. Работает трудно, медленно, как во всем добиваясь совершенства.

31 августа 1941 года, в отсутствие сына и хозяев, она повесилась, оставив записку сыну: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик». Но не мене мучает вопрос: «зачем кому-то умирать, чтобы он нами был замечен?»

Все повторяю первый стих И все переправляю слово: – «Я стол накрыл на шестерых. » Ты одного забыл – седьмого. Невесело вам вшестером. На лицах – дождевые струи. Как мог ты за таким столом Седьмого позабыть – седьмую.

Последнее стихотворение Марины Цветаевой

Родилась 26 сентября 1892 года в самом центре Москвы Был абсолютный слух, превосходно играла на фортепиано Огромное влияние матери(много читала детям, занималась музыкой, языками) Начала рифмовать с четырех лет Учеба в гимназии, затем –за границей После смерти матери – одиночество, взросление

Марину готовили в пианистки: У нее был абсолютный слух и пластичные руки. Не чувствуя любви к музыкальным занятиям, она никог да не пыталась от них увильнуть. Позже поэтесса писала, что собствен ные «экзерсисы» не доставляли ей радости, потому что она рано научи лась любить музыку в прекрасном исполнении матери. Но она делала большие успехи и признавалась, что, проживи мать дольше, стала бы пианисткой.

Марина Цветаева и музыка. Тема, ждущая своего исследователя. Марина занималась музыкой лет с шести. С семи уже выступала в школьных концертах в Москве, в частной музыкальной школе в Мерзляковском переулке. После смерти матери, пианистки выдающегося таланта, ученицы Рубинштейна, в 1906 году занятия музыкой прекратились. Но знание музыки, ее понимание, создание музыки словесной – сохранились на всю жизнь. Разве мог бы написать такого “Крысолова” поэт, чуждый музыке.

И.В. Цветаев с дочерью Мариной. «Семейная жизнь мне не удаласьуд удалась, зато удалось служение

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ АСЕ Спи, царевна! Уж в долине Колокол затих, Уж коснулся сумрак синий Башмачков твоих. Чуть колышутся березы, Ветерок свежей. Ты во сне увидишь слезы Брошенных пажей. Тронет землю легким взмахом Трепетный плюмаж. Обо всем шепнет со страхом Непокорный паж. Будут споры. и уступки, (Ах, нельзя без них!) И коснутся чьи-то губки Башмачков твоих.

“Кто для Аси нужнее Марины? Милой Асеньки кто мне нужней?” – Так вопрошала юная Марина в 1911 году. Марина всегда говорила о сестре “моя неразлучная”. Гибель прежней России и связанные с этим события жизни в 1927 году навсегда разлучили сестер. Марина жила в Париже, Ася в Москве. Когда Марина Цветаева вернулась в Россию, Анастасия Цветаева находилась в лагере на Дальнем Востоке. Несмотря на отсутствие связи наяву, сестры душами – бесконечно родными – чувствовали друг друга. *** Не в споре, а в мире – Согласные сестры. Одна – меч двуострый Меж грудью и миром Восставив: не выйду! Другая, чтоб не было гостю обиды – И медом и миром.

Марина с Сережей нашли друг друга мгновенно и на- всегда. Встреча с Эфроном была тем, чего жаждала душа Цветаевой: ее влекли героизм, романтика, жертвенность, не- обыкновенные люди, высокие чувства…

Возможно, и не сознавая этого, Ма Марина сразу взяла Сережу в сыно сыновья. Она взяла его за руку и повела по жизни. Сережа стал ей не только мужем, но и самым трудным из ее детей…

Аля была достойной дочерью своей матери. В семь лет она писала стихи, рисовала, переписывалась с Анной Ахматовой,Волошиным…

Аля…И похожа на меня и непохожа. Похожа страстью к слову, жизнью в нем…непохожа – гармоничностью, даже идилличностью всего существа.

Аля очень помогает…Хорошая, здоровая,красивая девочка- Очень красивая, хорошеет день ото дня.

Ты будешь невинной, тонкой, Прелестной – и всем чужой! Стремительной амазонкой, Пленительной госпожой, ……………. И многих пронзит царица, Насмешливый твой клинок, И все, что мне только снится, Ты будешь иметь у ног.

В 1937 году Ариадна Эфрон попала из Парижа в Сибирь. На ее долю выпали тюрьмы, пытки, лагеря, ссылки. Она вернулась к жизни только через 17 лет.

В 1922 году Цветаева уез жает в Берлин, через два месяца – в Прагу. В ноябре 1925 года Марина с детьми приехала в Париж.

Цветаева относилась к нему так, что Мур рос в ощущении, что он – центр мирозданья. По- сторонним он часто казался несносным, но она этого не по- нимала и не хотела понять.