Home Наш дом Муч вонифатий житие. Мученик Вонифатий и праведная Аглаида: от греха к святости через любовь

Муч вонифатий житие. Мученик Вонифатий и праведная Аглаида: от греха к святости через любовь

by admin

1 января, в тот день, когда после ночного празднования нового года большая часть населения России спит тяжелым сном, Православная Церковь празднует память святого мученика Вонифатия. Этому святому молятся об освобождении от пагубной привычки к пьянству. Почему именно ему? Ответ мы находим в житии святого мученика Вонифатия.

Некогда в Риме проживала женщина по имени Аглаида; отец ее был в прошлом начальником города. Будучи молодой и красивой, обладая богатыми имениями, доставшимися по наследству от родителей, и не имея законного мужа, она, побеждаемая страстью плоти, проводила дни свои в любодеянии, пьянстве и других грехах.

У нее был верный раб, который управлял ее домом и имениями; он был молод и красив, звали его Вонифатием. Аглаида была с ним в преступной связи, удовлетворяя свое плотское вожделение.

Вонифатий во время своей распутной жизни был рабом греха, однако имел некоторые добродетели: был милостив к нищим, любвеобилен к странникам и отзывчив ко всем, кого постигало несчастие; одним он раздавал щедрые милостыни, другим с сочувствием оказывал помощь. Имея твердое желание исправиться, Вонифатий часто молился Богу, чтобы Он избавил его от дьявольских козней и помог ему сделаться господином над своими страстями. И Господь не презрел раба Своего и не попустил ему еще более погрязнуть в нечистоте греховной, дав Вонифатию искупить кровью его нечистые дела и увенчав душу мученическим венцом. Это совершилось следующим образом.

В то время было сильное гонение на христиан, глубокая тьма идолопоклонства покрывала весь Восток, и много верующих страдало и приняло мученическую смерть за Христа. Госпоже Вонифатия Аглаиде явились спасительная мысль и непреодолимое желание иметь в своем доме мощи мученика. Она позвала верного и исполнительного Вонифатия и открыла ему свое желание:

От одного благочестивого мужа я слышала, что если кто имеет у себя мощи мучеников Христовых и чтит их, в доме того грех не умножается, человек тот даже может достигнуть вечного блаженства, какого сподобились святые мученики. Теперь многие совершают подвиги за Христа и, отдавая тела свои на мучения, получают мученические венцы. Послужи мне скорее ступай туда, где воздвигнуто гонение на христиан, и постарайся принести мне мощи одного из святых мучеников, дабы я могла построить храм, где будут лежать его мощи, он будет моим защитником, хранителем и постоянным ходатаем пред Богом.

Выслушав Аглаиду, Вонифатий с радостью согласился выполнить ее волю. Госпожа дала ему много золота: часть на раздачу милостыни нищим, часть на выкуп мощей: нечестивые мучители, видя любовь и почитание христиан к останкам святых мучеников, продавали их по дорогой цене. Приготовив много разных благовоний, полотна и все то, что требуется для достойного перенесения честных мученических тел, взяв себе в помощь много рабов и лошадей, Вонифатий собрался в путь. Выходя из дому, он, как бы в шутку, спросил у своей госпожи:

А что будет, если я не найду тела мученика и тебе принесут мое тело, замученное за Христа, примешь ли ты его тогда с честью?

Аглаида, рассмеявшись, назвала его пьяницей и грешником. Покоряя, сказала:

Тебе следует тщательно охранять себя от всякого бесчинства и насмешничества: святое дело нужно совершать честно и благоговейно. Помни, ты собираешься за святыми мощами, на которые мы даже и взглянуть не достойны. Иди с миром; Бог же, образ человека принявший и за нас кровь Свою проливший, да простит грехи наши и пошлет тебе Ангела Своего и направит тебя.

Вонифатий принял к сердцу приказание своей госпожи. В пути Вонифатий стал сокрушаться о своих прежних грехах. Решил поститься: не есть мяса, не пить вина и усердно молиться, чтобы прийти в страх Божий. Страх же – отец внимания, а внимание – матерь внутреннего покоя, от которого рождается начало и корень покаяния.

Вонифатий достиг Малой Азии и вошел в знаменитый Киликийский город Тарсе, где царем Диоклитианом и соправителем его Максимианом воздвигнуто было жестокое гонение на христиан, и верующие подвергались тяжким мучениям. Вонифатий оставил рабов в гостинице, а сам тотчас отправился на место мучения и увидал множество народа, собравшегося смотреть на страдания христиан. Один из них висел вниз головою, а на земле под ним был разведен огонь; другой был крестообразно привязан к четырем столбам; третий лежал, перепиленный пилой; четвертого мучители строгали острыми орудиями. Иному выкалывали глаза, иному отсекали части тела, иного сажали на кол. У одного были сломаны кости, у другого были отсечены руки и ноги, и он, подобно клубку, катался по земле; но на всех лицах была видна духовная радость, потому что, перенося нестерпимые для человека мучения, они укрепляемы были благодатью Божией. Блаженный Вонифатий со вниманием смотрел на все это, то удивляясь мужественному терпению мучеников, то желая себе такого же венца; потом, исполнившись Божественной ревности и став посреди того места, где страдало уже человек двадцать, начал обнимать мучеников, и громко воскликнул:

Велик Бог христианский! Велик Он, ибо помогает рабам Своим и укрепляет их в столь великих муках!

И снова стал обнимать мучеников и с любовью целовать их, называя блаженными. При этом Вонифатий молился о том, чтобы и ему стать причастником венца, который они теперь стяжают и получат в скором времени. На него были устремлены взоры всех присутствующих. Судья, мучивший святых страдальцев, видя в Вонифатии пришельца, спросил его, кто он. Святой отвечал:

Первое и самое любимое мое имя – христианин; пришел же сюда я из Рима; имя же, данное мне от родителей – Вонифатий.

Итак, Вонифатий, – сказал судья, – пока я не приказал растерзать твое тело, принеси нашим богам жертву. Тогда ты удостоишься многих благ, умилостивишь богов, избавишься от грозящих тебе мук и получишь от нас дары.

Я – христианин, и только это ты услышишь от меня. Делай со мной, что тебе угодно, но жертв идолам я не принесу. После этих слов Вонифатия судья тотчас повелел раздеть его, повесить вверх ногами и сильно бить. Его били так сильно, что от тела его отпадали целые куски мяса и обнажались кости, но Вонифатий, мужественно перенося страдания, устремлял глаза свои на святых мучеников, видя в их страданиях пример для себя и утешаясь тем, что удостоился вместе с ними страдать за Христа. Потом мучитель приказал ослабить муки святого и призвал снова принести жертву.

Зачем требовать от меня невозможное, о безумный! Я не могу и слышать о твоих богах, а ты повелеваешь мне принести им жертву!

Тогда судья в сильном гневе приказал вонзить ему острые иглы под ногти на руках и ногах, но святой, возведя очи к небу, молча терпел. Затем судья придумал новое мучение: он повелел растопить олово и влить в рот святому. Пока олово растапливалось, святой, воздев к небу руки, молился: “Господи Боже мой, Иисусе Христе, укрепивший меня в перенесенных мною муках, пребуди и ныне со мной, облегчая мои страдания. Ты – единственное мое утешение: даруй же мне явное знамение того, что Ты помогаешь мне победить сатану и этого неправедного судью: ради Тебя я страдаю”. Потом попросил святых мучеников своими молитвами помочь ему претерпеть страшную муку. Мучители открыли ему рот железными орудиями и влили олово в горло, но не причинили вреда святому. Присутствовавшие, увидев такое чудо, восклицали: “Велик Бог христианский! Велик есть Царь – Христос! Все веруем в Тебя, Господи!” И все обратились к близко находящемуся идольскому капищу, желая уничтожить его, в судью же с великим негодованием бросали камнями. Тот же с позором убежал в свой дом, а Вонифатия повелел держать под стражей.

Утром народное волнение утихло, судья снова явился на судейское место и, призвав Вонифатия, хулил имя Христово и глумился над тем, как распят был Христос. Святой, не терпя хулы на Господа своего, сам, ругая бездушных богов и обличал ослепление и безумие поклоняющихся им. Судья еще более разгневался и повелел немедленно растопить котел смолы и бросить в него святого мученика. Но Господь не оставил Своего раба: внезапно сошел с неба Ангел и оросил мученика в котле; когда же смола вылилась, то вокруг образовалось сильное пламя, опалившее многих нечестивых язычников, стоявших рядом. Святой остался невредимым. Видя силу Христову, мучитель испугался и повелел тотчас усечь Вонифатия мечом. Святой обратился к востоку и молился: “Господи, Господи Боже, сподоби меня милостей Твоих и буди мне помощником, чтобы враг за мои грехи, в безумии содеянные, не преградил мне пути к небу, но прими с миром мою душу вместе со святыми мучениками, пролившими за Тебя кровь и сохранившими веру До конца; стадо же, приобретенное Твоею честною Кровию, людей Твоих, Христе, близких мне, избавь от всякого нечестия и языческого заблуждения, ибо Ты благословен и пребываешь вовеки!”

Так помолившись, Вонифатий преклонил голову под меч и был усечен: из раны его истекли кровь и молоко. Неверные, числом около 550 человек, видя это чудо, обратились тотчас ко Христу и, оставив мерзких идолов, присоединились к верным. Такова была кончина святого Вонифатия, который, отправляясь из дому в путь, предсказал, шутя, своей госпоже то что действительно доказал и совершил на деле.

Между тем, друзья Вонифатия и рабы Аглаиды, пришедшие с ним в Таре, не зная ничего о случившемся, сидели в гостинице и ожидали Вонифатия. Когда он к вечеру не вернулся, они удивились. К утру следующего дня они начали осуждать его и дурно отзываться о нем, предполагая, что он где-нибудь напился пьяным и проводит время с блудницами: “Вот, – говорили они, смеясь, – как наш Вонифатий пришел отыскивать святые мощи!” Но так как он не возвратился и к следующей ночи и на третий день, они начали искать его, расспрашивая о нем по всему городу. Случайно или, лучше сказать, по Божию усмотрению, они встретили одного человека и спросили у него, не видел ли он в городе странника. Тот ответил: вчера некий чужестранный муж был осужден за Христа на смерть и усечен мечом..

Они отправились следом за тем человеком, пришли на место мучения, где была поставлена военная стража, чтобы тела мучеников не были похищены христианами. Им указали на лежащего мученика:

Не тот ли это, кого вы ищете?

Когда они увидели тело мученика, они тотчас же узнали своего друга, а когда голову его, лежавшую отдельно, приложили к туловищу, то совершенно удостоверились, что это – Вонифатий, и весьма удивились, а вместе с тем и застыдились, ибо думали и говорили о нем дурно; слуги боялись итого, как бы не постигло их наказание за то, что осуждали святого и смеялись над его жизнью, не зная его сердечных помышлений и доброго намерения. Когда они смотрели на лицо святого в сильном изумлении, они вдруг увидели: Вонифатий понемногу стал открывать глаза и милостиво смотреть на них как на своих друзей, тем самым выказывая прощение им за все их прегрешения против него.

Они ужаснулись и вместе с тем обрадовались, и плакали над ним, говоря:

Раб Христов, забудь грехи наши, ибо мы неправедно осуждали твою жизнь и безрассудно ругали тебя!

Затем они отдали нечестивым 500 золотых монет, взяли тело и голову святого Вонифатия, помазали благовонными маслами, повили чистыми плащаницами и, положив в ковчег, отправились к себе домой, дабы отдать тело мученика своей госпоже. Когда они приближались к Риму, Ангел Божий явился во сне Аглаиде и сказал:

Готовься принять того, кто был раньше у тебя слугой, ныне же стал нашим братом и сослужителем; прими того, кто был рабом у тебя, а теперь будет твоим господином, и благоговейно почитай его: отныне он хранитель души твоей и защитник твоей жизни. Она, проснувшись, ужаснулась и, взяв тотчас же несколько почтенных церковных клириков, вышла навстречу святому мученику Вонифатию, которого раньше посылала в путь как раба, а по возвращении приняла его в дом свой благоговейно, со слезами, как господина. И вспомнила она ту шутку святого Вонифатия, которая стала пророчеством, и благодарила Бога, устроившего так, что Вонифатий за свои и ее грехи стал жертвой, угодной Богу. В своем имении, расположенном от Рима в 50 стадиях, Аглаида построила чудный храм во имя святого мученика Вонифатия, и в нем поставила святые мощи, и многие чудеса совершались по молитвам мученика; больным подавались исцеления, изгонялись из людей бесы, и все, с верою молившиеся у гроба святого, получали исполнение своих прошений.

Впоследствии и сама блаженная Аглаида, раздав все свое имение нищим и убогим, отреклась от мира и, прожив еще 18 лет в великом покаянии, с миром умерла и присоединилась к святому мученику Вонифатию, будучи положена рядом с его гробом.

Так двое святых, чудесно изменив прежнюю свою жизнь, получили добрый конец: один, кровью омыв свои грехи; удостоился мученического венца, другая же слезами и суровой жизнью очистила себя от плотской скверны; и оба явились оправданными и непорочными пред Господом Иисусом Христом, Которому слава вовеки. Аминь.

Священник Иоанн Павлов

Духоносные люди говорят, что нет никого умнее человека, раздающего тленные земные богатства, а взамен приобретающего вечные и небесные. В житиях святых имеется множество примеров, подтверждающих эту простую истину. Одним из них может служить жизнеописание святого мученика Вонифатия, память которого празднуется Церковью 19 декабря по старому стилю, по новому – 1 января.

Вонифатий жил в Риме, в конце III века, и был рабом в доме богатой и знатной римлянки по имени Аглаида. Отец Аглаиды был когда-то римским градоначальником, то есть по-нашему – мэром Рима. Аглаида была молода, красива и владела большим богатством. Вонифатия она поставила управляющим над своими имениями. Вонифатий, будучи также молодым и красивым, стал любовником Аглаиды. Они жили в этой блудной и беззаконной связи, предаваясь распутству и удовлетворяя все похоти и вожделения плоти. Из жития трудно определить, были ли крещены Аглаида и Вонифатий. Если даже и были, то жизнь они проводили совсем не христианскую, а чисто языческую. Впрочем, нам это хорошо знакомо: в наше постсоветское время также очень многие являются христианами только по крещению, а по образу жизни – обыкновенные язычники, служащие, как языческим богам, первичным страстям падшей человеческой природы…

Итак, Вонифатий и Аглаида жили по-язычески, беспечно предаваясь грехам и страстям. В житии, однако, говорится, что у Вонифатия было одно доброе качество: он имел сострадательное сердце и помогал нуждающимся людям. Возможности для этого у него были, так как Вонифатий хотя и считался по закону рабом, но, будучи на должности управляющего, фактически распоряжался всем хозяйством и средствами Аглаиды, которая также имела нрав несребролюбивый и не мешала ему тратить свои средства на оказание помощи людям. Пользуясь этими средствами, Вонифатий помогал нищим и бездомным, давал кров странникам, был отзывчив ко всем, находящимся в несчастье, и таким образом, сам того не ведая, приобретал себе, по слову Христа, друзей богатством неправедным. В Священном Писании сказано: благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его. Эти слова на Вонифатии исполнились: Господь действительно воздал и ему, и Аглаиде за то добро, которое они делали людям, воздал бесконечным и неоценимым воздаянием.

Произошло это следующим образом. У Аглаиды были некоторые знакомые христиане, которые много раз рассказывали ей о чудесах, происходящих от мощей святых мучеников, то есть от останков христиан, пострадавших за веру. Они говорили, что по молитвам к святым мученикам совершались многие чудесные исцеления и подавалась благодатная помощь от Бога. Слушая их рассказы, Аглаида захотела иметь мощи мучеников в своем доме. Отчасти, может быть, это желание было продиктовано обычным языческим суеверием, ведь язычники часто пользовались различными амулетами и оберегами, пытаясь этим оградить себя от действия злых сил. Но все же это было только отчасти, ибо, несмотря на греховную жизнь, которую проводила Аглаида, в ее душе было много добрых качеств, как это видно из ее последующей жизни…

Итак, Аглаида загорелась желанием иметь у себя в доме святые мощи. Нужно сказать, что в ту эпоху найти святые мощи не представляло большого труда, ведь III век был веком мученичества, и гонения на христиан непрерывно возникали то там, то здесь по всей Римской империи. В самом Риме в то время было относительное затишье, а вот в восточных провинциях, где царствовал август Максимиан, люто ненавидевший Христову Церковь, как раз происходили кровавые гонения. О Максимиане сами же римские историки свидетельствуют, что это был человек жестокий, склонный к свирепости и коварству, необузданного нрава, недружелюбный и совершенно не расположенный к добру. Огромное число христиан было замучено и казнено в его правление. И потому святые мощи имелись на Востоке в большом количестве, так что за деньги можно было их добыть. Почему за деньги? Дело в том, что римские власти обычно не выдавали мертвые тела мучеников для погребения, однако исполнители – чиновники, солдаты и палачи, – пользуясь своим служебным положением, тайно продавали их христианам за деньги, иногда немалые.

Итак, Аглаида рассказала о своем намерении Вонифатию, и тот, услышав об этом и имея, может быть, как управляющий еще какие-нибудь дела в восточных провинциях, вызвался сам съездить туда и купить святые мощи. Взяв достаточно денег и собрав все необходимое, он с несколькими помощниками отправился в путь. Прощаясь с Аглаидой, Вонифатий шутя сказал ей: «А что, если меня там замучают за Христа и мои мощи принесут к тебе, примешь ли ты их с честью?» На что Аглаида, смеясь, обозвала его пьяницей и грешником. Так они расстались.

Путешествие из Рима в Малую Азию в те времена занимало немало времени, и Вонифатий, находясь в пути, имел возможность о многом подумать. Переменив обстановку, устранившись от житейских забот, глядя на природу, на море, горы, звезды и на весь окружающий его прекрасный Божий мир, Вонифатий, вероятно, много размышлял о своем необычном путешествии, о предстоящей ему миссии и об этих странных людях – христианских мучениках, которые жертвовали всем – богатством, славой, земными удовольствиями – и с радостью шли на смерть ради Христа. Размышлял он и о смысле человеческой жизни, и о своем собственном жизненном пути. Думая обо всем этом, Вонифатий мало-помалу внутренне изменялся, душа его как бы пробудилась от долгого сна. Житие не говорит об этом подробно, лишь в немногих словах там сказано, что в душе у него родилось покаяние о своей жизни, всю нечистоту и пустоту которой он вдруг явственно ощутил…

Будучи занят такими мыслями, Вонифатий прибыл наконец в город Тарс, родину святого апостола Павла, столицу римской провинции Киликия. Поселившись в гостинице и оставив там своих спутников, Вонифатий сразу по прибытии направился на городскую площадь, где, как ему сказали, как раз должны были судить и казнить христиан. Придя туда, он увидел множество народа, собравшегося посмотреть на это зрелище. Вскоре пришли судьи, стража, палачи, и суд начался. Всем подсудимым была предъявляема только одна вина – исповедание христианской веры. Над каждым христианином судьи производили краткий допрос, и если человек не желал отказываться от веры, его немедленно отдавали в руки палачей. Мучения и казни, которым подвергали этих людей, были ужасны. Некоторых из них подвешивали вниз головой над разведенным большим огнем, других растягивали крестообразно веревками между четырьмя столбами, некоторых перепиливали пополам пилой, многим выкалывали глаза или сажали на острый кол, а кому-то отрубали руки и ноги, так что человек, как клубок, катался по земле.

Когда Вонифатий увидел все это, то от природы доброе его сердце исполнилось великой жалости к этим невинным и кротким страдальцам. Что-то в его сердце как будто надорвалось, и в нем вдруг родилось пламенное желание пострадать за Христа вместе с этими людьми. Желание это было таким сильным, что побеждало всякий страх, и Вонифатий не мог ему противостоять. И вот, чтобы исполнить это желание, он выступил вперед, приблизился к судейскому помосту и с дерзновением перед судьей и всем народом объявил себя христианином. Судья, услышав это, допросил Вонифатия и, убедившись, что он находится в здравом уме, велел отдать его на казнь вместе с остальными. Сначала Вонифатия повесили вниз головой и стали избивать так, что от тела его отпадали целые куски мяса. Потом под ногти ему загоняли длинные иглы, вливали в рот расплавленное олово и опускали в котел с кипящей смолой, а после всего этого отрубили голову мечом. Претерпев все до конца, святой мученик предал свою душу Богу. Так закончил Вонифатий свой жизненный путь.

Между тем его спутники, долгое время ожидавшие в гостинице, наконец пошли его разыскивать, предполагая, что он, как это было ему свойственно, напился пьяным и проводит время в развратных заведениях. «Вот, – говорили они, – как наш Вонифатий приехал отыскивать святые мощи!» Однако поиски его в кабаках и притонах города Тарса были безрезультатны. Только на третий день они встретили человека, который рассказал, что похожий на их описание чужестранец был на днях казнен как христианин. Человек этот привел их на место, где среди замученных христиан они нашли тело Вонифатия и его голову. Римская стража, узнав, что мученик происходил из Рима и был управляющим в богатом доме, потребовала за его тело огромные деньги – пятьсот золотых монет. Так как выбора у них не было, а кроме того, они находились в опасности быть обвиненными в связях с христианами, спутники Вонифатия заплатили требуемую сумму и взяли тело. Обернув его в плащаницу с благовониями, они после долгого путешествия доставили его домой к своей госпоже – Аглаиде. Так исполнились пророческие слова Вонифатия, и Аглаида получила мертвое тело того, кого она любила, но любила человеческой, плотской и нечистой любовью, – получила уже не как раба, не как любовника и соучастника в греховной связи, но как свободного гражданина Небесного Царства, как святого покровителя, как наставника и учителя, руководящего и наставляющего ее к другой, бесконечно высшей и лучшей любви – любви ко Христу.

Происшедшее с Вонифатием так сильно подействовало на Аглаиду, что она совершенно изменила свою жизнь. В одном из своих имений, находящемся километрах в десяти от Рима, она построила небольшой храм, где положила святые мощи, от которых действительно стали совершаться по молитвам к мученику многие чудеса, и таким образом исполнилось ее давнее желание. Начав жить строгой христианской жизнью, Аглаида по примеру Вонифатия стала и сама раздавать свое имущество, пока совершенно не раздала все. Прожив после кончины мученика восемнадцать лет, она преставилась ко Господу и была погребена рядом с Вонифатием.

Так закачивается их жизнеописание. Когда мы его читаем, у нас возникают два вопроса. Первый вопрос: как мог Вонифатий претерпеть те лютые нечеловеческие мучения, к которым он был совершенно не готов и которые столь неожиданно на него обрушились? Ведь до этого он проводил жизнь рассеянную и изнеженную?

На это ответ простой: он мог перенести их только потому, что Сам Господь помог ему и дал Свою Благодать. Когда Благодать приходит в душу человека, тогда человек становится другим и бывает способным на то, на что в другое время он никогда не был бы способен. От действия Благодати в сердце Вонифатия зажглась любовь к Богу и к людям, которая и дала ему силы претерпеть все эти ужасные мучения. О таком состоянии мученичества святой Никита Стифат говорит следующее: «Будучи глубоко уязвлены любовью к Богу, мученики Христовы не чувствовали мук и насыщения не имели, предаваясь им, и всегда находили, что страдания их далеко отстоят от меры их пламенного желания страдать за Господа». Бог есть любовь, и Своим избранникам Он дает огонь небесной любви. И сила этого огня такова, что его не могут потушить никакие земные испытания, никакие страдания и скорби. В Священном Писании сказано: большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Ярким подтверждением этих слов как раз и является мученичество святого Вонифатия.

И второй вопрос: хорошо, Бог дает Своим избранникам огонь небесной любви, это понятно. Однако непонятно, каким образом Вонифатий вдруг оказался в числе таких избранников? Какие особые заслуги имел он перед Богом? Ведь этот человек проводил свою жизнь в грехах, был рабом страстей, – за что же Господь так много помог ему? Почему дал ему столь великую Благодать мученичества?

Ответ на этот вопрос нужно искать в следующих словах Христа: блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Вонифатий был милостивым, потому и был помилован. Один известный старец говорил, что мы не можем полюбить Бога, если прежде Он не полюбит нас. Действительно, эта мысль находит подтверждение и в Евангелии. «Никто не может прийти ко Мне, – говорит Господь, – если не привлечет его Отец, пославший Меня». И еще: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал». То есть прийти ко Христу можно только тогда, когда Он Сам изберет и привлечет человека к Себе. Господь хочет, чтобы все спаслись, хочет всех избрать и привлечь к Себе, однако, чтобы это произошло, человек должен оказаться достойным такого избрания, должен заслужить любовь Бога к себе. Чем человек может заслужить любовь Бога? Этому учит Сам Господь: если заповеди Мои соблюдете, говорит Он, пребудете в любви Моей. То есть средство для привлечения любви Бога – данные Богом заповеди. Господь как бы так говорит человеку: если хочешь стать достойным Моей любви, исполни не свою, а Мою волю, соблюди Мои заповеди, и тогда Я дам тебе Мою любовь – не такую, как на земле, но любовь небесную, которую никакой человек и ничто земное никогда не смогут тебе дать.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что любовь человека к человеку привлекается красотой телесной, потому что люди смотрят на внешность. Любовь же Бога можно привлечь только красотой души, ибо Бог всегда смотрит на сердце человека. Исполняя заповеди, человек украшает душу для Бога и так становится достойным Его любви. И Господь в ответ дает ему Свою любовь и Благодать, от которой сердце человека загорается ответной любовью к Богу. И тогда человек изменяется и становится другим. Это самое и произошло со святым Вонифатием, который исполнил одну из самых главных заповедей Господа – о милосердии и сострадании. Почему и дал ему Бог Свою любовь и Благодать, которая произвела мгновенное его перерождение, перерождение по образу благоразумного разбойника…

Читая житие святых Вонифатия и Аглаиды, в который уже раз удивимся, братия и сестры, той силе, какую имеет исполнение заповеди Христа о милосердии. Царь и псалмопевец Давид прославляет исполняющих эту заповедь в следующих словах: блажен, говорит он, кто помышляет о бедном и убогом! В лютый день бедствия избавит его Господь. Но самое главное заключается в том, что не только от временных бедствий будет избавлен милостивый, – он избежит также и вечных бедствий – то есть вечной адской казни, ибо, как известно, перед вратами гееннскими стоит Милосердие и не попускает ввергнуть туда никого из своих детей. Аминь.

Святой мученик Вонифатий был рабом богатой молодой римлянки Аглаиды и состоял с ней в беззаконном сожительстве. Но оба они чувствовали угрызения совести и хотели как-то омыть свой грех. И Господь пожалел их и дал им возможность очистить грехи своей кровью и закончить грешную жизнь покаянием. Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение, ибо под их благодатным воздействием умаляются грехи и воцаряются добродетели. Она снарядила Вонифатия на Восток, где в то время шло жестокое гонение на христиан, и просила привезти мощи какого-либо мученика, чтобы он стал их руководителем и покровителем. Вонифатий на прощание, смеясь, спросил: «А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?» Аглаида отнеслась серьезно к его словам и укорила его в том, что он, отправляясь на святое дело, позволяет себе вольности. Вонифатий задумался над ее словами, и все время пути был сосредоточенным.

Приехав в Киликию, в город Таре, Вонифатий оставил в гостинице своих спутников и пошел на городскую площадь, где мучили христиан. Потрясенный зрелищем страшных пыток, видя просветленные благодатью Господней лица святых мучеников, Вонифатий, по влечению своего сострадательного сердца, бросился к ним, целовал им ноги и просил святых молитв, чтобы и ему удостоиться пострадать с ними. Тогда судья спросил Вонифатия, кто он. Вонифатий ответил: «Я христианин», – а затем отказался принести жертву идолам. Его тут же предали на мучения: били так, что мясо отпадало от костей, вонзали иглы под ногти, наконец, влили в горло расплавленное олово, но силой Господней он остался невредим.

Окружавшие судилище люди пришли в возмущение, они стали бросать в судью камни, а затем устремились к языческому капищу, чтобы низвергнуть идолов. На следующее утро, когда волнения несколько затихли, судья распорядился бросить святого мученика в котел с кипящей смолой, но и это не причинило страдальцу никакого вреда: его оросил сошедший с небес Ангел, а смола вылилась из котла, вспыхнула и обожгла самих мучителей. Тогда святой Вонифатий был приговорен к усечению мечом. Из ран истекли кровь и молоко; видя такое чудо, около 550 человек уверовали во Христа.

Между тем, спутники святого Вонифатия, напрасно прождав его два дня в гостинице, стали его разыскивать, предполагая, что он предался легкомысленному времяпровождению. Сначала поиски были безуспешны, но, наконец, они встретили человека, бывшего очевидцем мученической смерти святого. Этот свидетель и привел их туда, где еще лежало обезглавленное тело. Спутники святого Вонифатия со слезами просили у него прощения за неподобные мысли о нем и, выкупив за большие деньги останки мученика, привезли их в Рим.

Накануне их прибытия Аглаиде во сне явился Ангел и велел ей приготовиться принять бывшего раба ее, а теперь господина и покровителя, сослужителя Ангелов. Аглаида призвала клириков, с великим почетом приняла честные мощи, а затем построила на месте его погребения храм во имя святого мученика и положила там мощи, прославившиеся множеством чудес. Раздав нищим все свое имение, она удалилась в монастырь, где провела в покаянии восемнадцать лет и при жизни стяжала чудесный дар изгонять нечистых духов. Похоронили святую близ могилы мученика Вонифатия.

Видя, что страдающий от пьянства человек ведет жизнь слабую, неряшливую, попусту растрачивает ее, уклоняется от своих обязанностей перед родными, обществом, – трудно не раздражаться против него, не разгневаться, не озлобиться, не впасть в отчаяние. Но нам, нужно относиться и к таким людям по христиански: с любовью, а если уж нет любви, то хотя бы с сочувствием, доброжелательностью.

Самое сильное средство в борьбе с пьянством – это, конечно, нравственное воздержание. Надо страдающему винопитием духовно переродиться. Надо осознать свой недостаток, раскаяться в нём, пролить слезу сокрушения, сделаться религиозным, прилежным к храму Божию, всеми силами своего сердца ухватиться за Господа, Ему молиться. Надо в корне изменить прежнюю разгульную жизнь на тихую, трудовую. Словом, надо духовно воспрянуть.

Положите себе за правило ежедневно читать Святое Евангелие, посещать храм Божий. Причащайтесь Святых Тайн, пейте святую воду, припадайте почаще к мощам угодников Божиих, призывайте их постоянно на помощь и особенно мученика Вонифатия, целителя от этого недуга – и вы духовно возродитесь, и у вас сама собою отпадёт страсть к пьянству.

Акафист святому мученику Вонифатию

(Об исцелении от запоя)

Избранный воине Христов, венцем славы украшенный, мученической смертию вечныя смерти избавивыйся, от мрака греховнаго отвративыйся и к вечному свету пришедый, приими моление наше в похвалу тебе приносимое, и нас избави от сетей лукаваго врага нашего, да тебе с радостию зовем:

Ангелом светлым, огнь мучений твоих росою благодати угасивым, огражден был еси, страдальче Христов Вонифатие, да яко грешник нераскаянный не погибнеши и пред Господем в одежде брачней предстанеши, научи и нас облещися в светлыя ризы святости, тебе зовущих:

Радуйся, жизнь за Христа отдавый;

Радуйся, страданиям Его подражавый.

Радуйся, очи своя к Богу обративый;

Радуйся, волю свою добродетелью укрепивый.

Радуйся, рабе Христов верный;

Радуйся, святый конец жития своего приемый.

Радуйся, к покаянию сердца обращаяй;

Радуйся, ко Христу, Пути Истинному, приводяяй.

Радуйся, Духом Святым просвещенный;

Радуйся, соблазнами мира сего не прельщенный.

Радуйся, змия лукаваго посрамивый;

Радуйся, святых лик возвеселивый.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Видя многомятежие мире сего и печали земныя, и сия вся яко прах вменив, к премирным возвел еси ум твой, страдальче Христов, на высоту благоразумия возшед, Христа Бога пред всеми исповедал еси, и ныне души всех, во гресех погибающих, к милосердому Господу зовеши, да во смирении покаются и во слезах умиленно Ему возопиют: Аллилуиа.

Разум трезвением укрепил еси и страстей пламень покаянием угасил еси, Вонифатие предивный, от запада на восток из Рима пришел еси, спострадати Господу Иисусу Христу нашему, намерение святое неся, да благодать в тебе преизобилует, и нас ныне в храм Божий привлекл еси, тебе глаголющих:

Радуйся, страсти побороти научаяй;

Радуйся, отчаянным надежду спасения подаваяй.

Радуйся, суету жизни земныя познавый;

Радуйся, страдания своя предсказавый.

Радуйся, трезвящихся отрадо и ободрение;

Радуйся, немощных волею укрепление.

Радуйся, яко тобою от пианства отвращаемся;

Радуйся, яко тобою к Богу обращаемся.

Радуйся, исцелений источниче неисчерпаемый;

Радуйся, чудес сокровище неоскудеваемое.

Радуйся, научаяй нас присно возносити ум наш к Богу;

Радуйся, обретый истинную от грехов свободу.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Сила милосердия Божия неизреченна на тебе открыся, ибо жития твоего, мучениче, дивное повествование явно нам сказует, како велии грешницы милостивно Отцем нашим Богом приемлются, егда Ему покаяние принесут, тако и ты Богу угодил еси и вместо горькия смерти вечную жизнь приял еси, научи и нас Богу пети выну: Аллилуиа.

Имея ныне радость вечную в Небесных Селениях, и нас грешных на земли не забываеши, мучениче Христов Вонифатие. Мы же, труждающиися и обремененнии, к тебе прибегаем: не остави нас сирых и недужных, помощи у тебе просящих, но мольбы наша на Алтарь Небесный принеси, да радостно тебе зовем:

Радуйся, ближняго яко себе самого возлюбивый;

Радуйся, во гресех сердце свое не ожесточивый.

Радуйся, странником и путником со всяким тщанием служивый;

Радуйся, яко сего ради нощию стогны града обходивый.

Радуйся, богатыя милосердию научаяй;

Радуйся, сирыя и вдовицы защищаяй.

Радуйся, бедствующим и униженным добрый предстателю;

Радуйся, за обидимых и уничижаемых присный ходатаю.

Радуйся, нестерпимою жаждою пианства палимыя трезвением прохлаждаяй;

Радуйся, вина ради обнищавшия к трезвению призываяй.

Радуйся, жены рыдающия утешаяй;

Радуйся, слезы их ко Господу приносяяй.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Бури греховныя тебе не потопиша, ниже волны страстей покрыша, мучениче Христов, не погибл еси, но ко Христу пришел еси и жизнь свою, яко жертву благовонную, Ему, Сладчайшему Спасителю нашему, принесл еси. Молися убо, да и мы, в житейстем мори сущии, к тихому пристанищу, Господу Спасителю, притецем, во умилении зовуще: Аллилуиа.

Слышим и мы евангельскую притчу, како блудный сын на стране далече имение свое изживше, от глада душевнаго в себе пришед, в объятия отчие притече, в покаянии зовый: “Отче, согреших на Небо и пред Тобою”. Тако и ты, мучениче Вонифатие, не погубив себе, но от рожец греха отвративыйся, ко Христу обратился еси. Мы же, исправлению твоему радующеся, поем ти сице:

Радуйся, глад крепок в работе страстем испытавый;

Радуйся, Христа Бога, яко хлеба живаго, взалкавый.

Радуйся, Пречистыя Крове Его, яко истиннаго пития приобщивыйся;

Радуйся, яко преславным мученикам приложивыйся.

Радуйся, на крылех трезвения к Богу возлетевый;

Радуйся, сердце свое горе имевый.

Радуйся, ко Господу силою Животворящаго Креста пришедый;

Радуйся, яко приял еси венец победы.

Радуйся, души нашея сокровище нетленное;

Радуйся, Церкве нашея украшение многоценное.

Радуйся, красоты мира сего отбегий;

Радуйся, греховную одежду с себе совлекий.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Боготечную Кровь Христову за всех нас недостойных и кровь мученическую за Христа пролиянную памятующе, сице тебе вещаше Аглаида: “Сам веси, сколь многими грехми осквернены есмы, и о будущем жития нашего небрежем, азже от божественнаго мужа слышах, яко мучеников мощи спасение даруют, иже мученика, яко хранителя и ходатая пред Богом имать”. Имы тебе глаголем: “Ты еси наш хранитель и ходатай пред Богом нашим, ибо со Ангелы предстоиши Престолу Пресвятей Троицы поя: “Аллилуиа”.

Видим ныне и разумеем, како сии глаголы Аглаиды душу твою пробудиша, и ты к воздержанию призвал еси себе, мучениче Вонифатие, и нам помози подражати тебе, да не погибнем в пучине беззакония потопляеми, но радостно тебе зовем:

Радуйся, от страстей, яко от погибельного сна, пробудивыйся;

Радуйся, от уз греховных свободивыйся.

Радуйся, сомневающихся в милосердии Божием обличение;

Радуйся безконечныя радости утверждение.

Радуйся, зовый нас к подвигу воздержания;

Радуйся, ты бо знамением Креста пресекл еси страстей взыграние.

Радуйся, стяжавый себе вечное имение;

Радуйся, и нас побуждаяй к труду спасения.

Радуйся, яко винное веселие презрел еси;

Радуйся, плотския раны, яко безплотен, претерпел еси.

Радуйся, за исповедание Христа от врагов избиенный;

Радуйся, нестерпимым огнем за Него опаленный.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Проповедница поклонения святым мощам явися Аглаида, госпожа твоя, страдальче Христов, егда посла тя на восток святые мощи мучеников, за веру Христову пострадавших, принести, имиже благодеяния источаются обильно и вечное спасение подается всем, к мученическому лику усердно притекающим. Даждь и нам утешение от Господа прияти, Ему же ангельскую песнь приносим: Аллилуиа.

Возсиял еси нам, яко звезда незаходимая, дивным житием твоим, мучениче преблаженне, иго Христово легкое и вседрагое на себе приемый и спасение получивый, пути бо благочестия без Христа Господа обрести никакоже возможно есть. Темже и нас молитвами твоими в Горния обители приведи, тя восхваляющих сице:

Радуйся, закона Христова скрижаль богоначертанная;

Радуйся, молитв ко Господу миро благоуханное.

Радуйся, правыя веры Христовой столпе огненный;

Радуйся, честный венче заповедей Божиих, якоже камений драгих устроенный.

Радуйся, трезвения лествице небовосходная;

Радуйся, болезни и раны врачуяй греховныя.

Радуйся, от Господа Иисуса Христа благодать и силу приял еси;

Радуйся, яко свет Христов нам возсиявый.

Радуйся, воздержанием от грехов освещати праздники нас научаяй;

Радуйся, от смертного вина нас охраняяй.

Радуйся, умерщвленныя страстьми светом Христовым оживляяй;

Радуйся, тыя к новому житию призываяй.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Хотя отъити от дому своего в путь на восток, кончину жития твоего предрекл еси, достохвальне, Аглаиде глаголя: “Госпоже моя, приими мое тело, за Христа мучимое, егда его принесут ти”. Вдуше твоей мысль за Христа пострадати имевый, ты Ему сокровенно молился еси, и нашу веру укрепи, да будем готови и мы ея ради страдати, Господу поюще: Аллилуиа.

Дивному и преславному исправлению твоему не веруя, помысли лукавое в сердце своем Аглаида, грехом бо хуления оболгати тя хотяще, тако отвеща ти: “Ныне не глумления время, брате, но благоговения, ведый буди, яко мощи святые имаши носити. Господь же да пошлет Ангела Своего пред тобою и направит стопы твоя милосердием Своим”. Мы же, чистоту сердца твоего, дивный Вонифатие, зряще, вопием ти:

Радуйся, святых мощей почитателю;

Радуйся, благоговения образа нам подателю.

Радуйся, безчинств хранитися нам повелевый;

Радуйся, вся, о них же сынове века сего радуются, презревый.

Радуйся, известный нам помощниче;

Радуйся, святых мощей таинниче.

Радуйся, всем борющимся со грехми покровителю;

Радуйся, покаяния нашего пред Богом поручителю.

Радуйся, яко твоими молитвами Господь оставляет прегрешения;

Радуйся, помогаяй нам терпети скорби и поношения.

Радуйся, ликом ангельским сотворивый радость и удивление;

Радуйся, духов злобы приведый в посрамление.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Странно тебе бысть языческое идолослужение, и ты, святый мучениче, в Тарс пришед, не преклонил еси колен пред богами чуждими, но апостолом показался еси ревнитель. Темже молися за ны, да возгоримся и мы огнем любве ко Владыце Христу, поюще всегда: Аллилуиа.

Весь распалился еси ревностию святою, хуления на Господа не терпя, и исполнился еси духа Божия, ослепление и безумие поклоняющихся ложным богам обличая. Сего ради царь нечестивый казнь наведе на тя, мучениче, горькую, бичми нестерпимо бия и раны нанося неисцельныя. Мы же тебе, похвалу поем:

Радуйся, зловерия обличителю дерзновенный;

Радуйся, в правду Божию яко в броню облеченный.

Радуйся, яко кости твоя от ран за Христа обнажахуся;

Радуйся, яко чистота души твоея тогда открышася.

Радуйся, яко наследовал еси небесныя селения;

Радуйся, яко и ныне обличаеши злых человек на Христа хуления.

Радуйся, за Христа острыми тростьми прободаемый;

Радуйся, сада райскаго цвете неувядаемый.

Радуйся, яко злато горнилом язв очищенный;

Радуйся, за Христа ударенный.

Радуйся, кончиною своею Богу угодивый;

Радуйся, даже до смерти мученической Его возлюбивый.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Всего себе Господу Богу предав, страстотерпче Христов, егда нечестивый царь повеле раскрыти уста твоя и олово кипящее влити, руце своя воздвигл еси к небу, моляся: “Господи Боже мой Иисусе Христе, укрепивый мене в муках, пребуди и ныне со мною, моя страдания облегчи и не остави мене одолену быти лукавым князем”, тем и нас любви ко Христу научаеши, поющих Богу: Аллилуиа.

Витии суемудреннии да рекут нам, како олово разжженное гортани твоея не опали, ниже инаго вреда тебе сотвори, мучениче Вонифатие, от Господа бо знамения победы над мучителем просил еси, и сие знамение тебе дано бысть, сего ради вси чудяхуся восклицаху: “Велий есть, Иисусе Христе, веруем, веруем в Тя, Господи”, мы же славим тя, мучениче, сице:

Радуйся, яко тобою вернии просвещаются;

Радуйся, яко тобою от постыдныя смерти избавляются.

Радуйся, во единем Христе утешение полагаяй;

Радуйся, во страданиех призывати Бога научаяй.

Радуйся, яко мучителие тебе не превозмогоша;

Радуйся, яко страсти тебе не побороша.

Радуйся, ты бо терние грехов в себе попалил еси;

Радуйся, ты бо огнем не опален пребыл еси.

Радуйся, присно живый страстотерпче радостный;

Радуйся, молитвенниче наш благостный.

Радуйся, яко тобою очеса грехми ослепленныя отверзаются;

Радуйся, яко помощию твоею печали на радость прелагаются.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Спасен быти восхотев, пламенне возжелел еси до конца за Господа пострадати, мучениче Вонифатие, Емуже и возопил еси: “Господи, Господи Боже мой, сподоби мя милостей Твоих и буде ми помощник, да за беззакония моя, безумно содеянныя, враг не преградит ми пути к Небеси, приими с миром душу мою, вчини мя с мучениками, кровь за Тя пролившими и веру до конца соблюдшими”, и ныне вопиющими Ти: Аллилуиа.

Стена крепкая, козньми врага не одоленная, пребыл еси до конца, мучениче Христов, егда же глава твоя от телеси отсечена бысть, о, чудесе! Абие кровь и млеко из раны тоя истекоша, яко и неверным, чудо сие зрящим, Христа прославити и с нами звати тебе:

Радуйся, яко мучения твоя зряще, множество людей ко Христу обратишася;

Радуйся, яко тебе ради на князя злобы они устремишася.

Радуйся, твоя бо кончина просвети умы помраченныя;

Радуйся, твоя бо славная смерть воскреси совести, во гресех погребенныя.

Радуйся, нераскаянных грешников обличение;

Радуйся, волею расслабленных от вина исцеление.

Радуйся, в нощи неведения блуждающим вразумление;

Радуйся, златая удице из глубины грехов влекущая ко спасению.

Радуйся, яко от Бога в молитвах услышан был еси;

Радуйся, яко в Небеснем Царствии воцарился еси.

Радуйся, порфирою от кровей твоих облеченный;

Радуйся, яко зриши ныне свет неизреченный.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Пение немолчное приносиши Господеви, мучениче Вонифатие, с мученническими лики Пресвятей Троице предстоя, за Нюже себе предал еси, да и мы души своя, аки невесты украсивше, нетленному Жениху Христу представим со священною песнею: Аллилуиа.

Свет любве и по смерти возсиял еси, Вонифатие дивный, егда бо друзи твою усеченную главу обретше плакахуся горько: “Рабе Христов, забуди нам грех неправеднаго осуждения и безрассудных руганий наших”, тогда лик твой, яко лучами живыми, просветися, прощение им являя, сего ради с любовию тебе зовем:

Радуйся, имеяй уста кротости сладковещанныя;

Радуйся, любве вместилище пространное.

Радуйся, о тебе бо веселится Церковь со своими чады;

Радуйся, ты бо пришел еси к Вышнему Небесному Граду.

Радуйся, в смерти своей апостолом равный;

Радуйся, ревностию по Бозе преславный.

Радуйся, житейския молвы обличаяй злыя сплетения;

Радуйся, всех нас от вражия избавляяй ловления.

Радуйся, ты бо защищаеши неправедно гонимыя;

Радуйся, пред Престолом Господним лампадо неугасимая.

Радуйся, по заповеди Христовой и врагов возлюбивый;

Радуйся, злословия и клеветы нивочтоже вменивый.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Благодать исцелений точащия мощи твои егда к Риму приближахуся, Ангел Господень явися Аглаиде, глаголя: “Бывшаго ти древле раба, ныне же нашего брата и сослужебника приими, якоже владыку, и упокой добре, да грехи твоя оставятся, той бо с нами ныне в Небесных поет Всевышнему Богу: Аллилуиа”.

Поюще чудеса твоя, храм дивный созда тебе, воине Христов, Аглаида, в нем же и мощи твоя положи, и сама, богатство нищим раздавши, и пятьдесят лет в подвизех поста и покаяния поживши, лика святых достиже. Темже величая чудеса твоя, прославим тя сице:

Радуйся, душу твою сотворивый храм Богу прекрасный;

Радуйся, чудных Божиих дел книго ясная.

Радуйся, внезапныя смерти избавляяй;

Радуйся, скорбныя жены от злых пианиц ограждаяй.

Радуйся, падшия к возстанию от грехов призываяй;

Радуйся, свет чистоты им подаваяй.

Радуйся, ты бо укрощаеши страстей огневицу;

Радуйся, тобою бо оставляем греховную темницу.

Радуйся, малыя чада от соблазнов мира соблюдаяй;

Радуйся, тыя Христову учению наставляяй.

Радуйся, вестниче трезвости во веки прославляемый;

Радуйся, угодниче Христов присно почитаемый.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

О, предивный мучениче Христов Вонифатие, приими от нас сие малое похвальное приношение, еже пред иконою твоею, колена преклоньше и руце свои к тебе простерши, тебе ныне просим: даруй нам твое пред Господом заступление, наипаче же погибающим от пианства исцеление ниспосли и жития благаго начало положити всех нас сподоби, да спасение улучивши молитвами твоими, во веки восхвалим Бога, поюще Ему: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак.

Молитва первая:

О, многострадальный и всехвальный мучениче Вонифатие! Ко твоему заступлению ныне прибегаем. Молений наших, не отвержи, но милостиво услыши нас. Виждь братия и сестры наша (имена ) тяжким недугом пианства одержимая, виждь того ради от Матере своея, Церкви Христовой, вечнаго спасения отпадающая. О, святый мучениче Христов Вонифатие, коснися сердец их данною ти от Бога благодатию, скоро возстави от падения греховнаго и ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Господа Бога, Его же ради и страдал еси, да простив нам согрешения наша, не отвратит милости Своея от сынов Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии, да поможет Своею десницею воздержание крепкое и спасительное Богу обещание свое до конца сохранити, во дни и в нощи о нем бодрствующе, и добрый ответ о нем воздати на Страшнем судище. Приими, угодниче Божий, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих; жен честных, о мужех своих рыдающих; чад сирых и убогих, от пианиц оставленных; и всех нас, и да приидет сей вопль наш молитвами твоими ко Престолу Всевышняго, даровати всем по молитвам их здравие и спасение душ и телес, наипаче же Царствие Небесное. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный час исхода нашего помози преити непреткновенно воздушныя мытарства и молитвами твоими избави вечнаго осуждения. Умоли же Господа даровати нам ко Отечеству нашему любовь нелицемерную и волю непоколебимую пред врагами Церкви Святыя, видимыми и невидимыми, да покрыет нас милость Божия в нескончаемыя веки веков. Аминь.

Молитва вторая:

О, святый угодниче Христов, страстотерпче и мучениче Вонифатие, душею на Небеси предстояй Престолу Божию и триипостасней славы Божией наслаждаяся, иконою святою на земли в Божественных храмех пребываяй и данною ти свыше благодатию различныя источаяй чудеса, призри милостивым оком на предстоящия люди и честней твоей иконе умильно молящиеся и просящия от тебе целебныя помощи и заступления, и испроси душам нашим оставление согрешений, сердцем сокрушеным и духом смиренным, тебе, ходатая милостиваго ко Владыце и молитвенника за ны грешныя призываем, яко приял еси от Него недуги отгоняти и страсти исцеляти, тебе убо просим: не презри нас недостойных, молящихся и твоея помощи требующих, буди нам в печалех утешитель, страждущих от пианства врач и исцелитель, во славу Божию трезвящихся скорый покровитель и готовейший предстатель, исходатайствуй всем вся, яже ко спасению полезная, яко да твоими ко Господу Богу молитвами получивше благодать и милость, прославим Всех Благих Источника, Бога Единаго в Троице Святей славимаго Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья:

О, всесвятой Вонифатий, милостивый раб Милосердного Владыки! Услышь прибегающих к тебе, одержимых пагубным пристрастием к винопитию, и, как в своей земной жизни ты никогда не отказывал в помощи просящим тебя, так и теперь избавь этих несчастных (имена ). Некогда, богомудрый отец, град побил твой виноградник, ты же, воздав благодарение Богу, велел немногие сохранившиеся грозды положить в точило и позвать нищих. Затем, взяв новое вино, ты разлил его по каплям во все сосуды, бывшие в епископии, и Бог, исполняющий молитву милостивых, совершил преславное чудо: вино в точило умножилось, и нищие наполнили свои сосуды. О, святитель Божий! Как по твоей молитве умножилось вино для нужд церкви и для пользы убогих, так ты, блаженный, уменьши его теперь там, где оно приносит вред, избавь от пристрастия к нему предающихся постыдной страсти винопития (имена ), исцели их от тяжкого недуга, освободи от бесовского искушения, утверди их, слабых, дай им, немощным, крепость и силу благоуспешно перенести это искушение, возврати их к здоровой, трезвой жизни, направь их на путь труда, вложи в них стремление к трезвости и духовной бодрости. Помоги им, угодник Божий Вонифатий, когда жажда вина станет жечь их гортань, уничтожь их пагубное желание, освежи их уста небесною прохладою, просвети их очи, поставь их ноги на скале веры и надежды, чтобы, оставив свое душевное пристрастие, влекущее за собою отлучение от Небесного Царства, они утвердились в благочестии, удостоились непостыдной мирной кончины и в вечном свете безконечного Царства Славы достойно прославляли Господа нашего Иисуса Христа со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Животворящим Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4:

К сословию послан мучеников, мученик был еси истинен, пострадав за Христа крепчайше, всехвальне; мощми же возвратился еси верою пославшей тя, Вонифатие блаженне; моли Христа Бога прияти нам грехов прощение.

Иной тропарь, глас 4:

Мученик Твой, Господи, Вонифатий, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего; имеяй же крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости, того молитвами спаси души наша.

Кондак, глас 4:

Священие непорочное самовольне тебе привел еси, Иже от Девы тебе ради родитися Хотящему, святе венченосче, премудре Вонифатие.

Некогда в Риме проживала женщина по имени Аглаида; отец ее был в прошлом начальником города. Будучи молодой и красивой, обладая богатыми имениями, доставшимися по наследству от родителей, и не имея законного мужа, она, побеждаемая страстью плоти, проводила дни свои в любодеянии и других грехах.

У нее был верный раб, который управлял ее домом и имениями; он был молод и красив, звали его Вонифатием. Аглаида была с ним в преступной связи, удовлетворяя свое плотское вожделение.
Вонифатий во время своей распутной жизни был рабом греха, однако имел некоторые добродетели: был милостив к нищим, любвеобилен к странникам и отзывчив ко всем, кого постигало несчастие; одним он раздавал щедрые милостыни, другим с сочувствием оказывал помощь. Имея твердое желание исправиться, Вонифатий часто молился Богу, чтобы Он избавил его от дьявольских козней и помог ему сделаться господином над своими страстями. И Господь не презрел раба Своего и не попустил ему еще более погрязнуть в нечистоте греховной, дав Вонифатию искупить кровью его нечистые дела и увенчав душу мученическим венцом. Это совершилось следующим образом.

В то время было сильное гонение на христиан, глубокая тьма идолопоклонства покрывала весь Восток, и много верующих страдало и приняло мученическую смерть за Христа. Госпоже Вонифатия Аглаиде явились спасительная мысль и непреодолимое желание иметь в своем доме мощи мученика. Она позвала верного и исполнительного Вонифатия и открыла ему свое желание:
— От одного благочестивого мужа я слышала, что если кто имеет у себя мощи мучеников Христовых и чтит их, в доме того грех не умножается, человек тот даже может достигнуть вечного блаженства, какого сподобились святые мученики. Теперь многие совершают подвиги за Христа и, отдавая тела свои на мучения, получают мученические венцы. Послужи мне скорее ступай туда, где воздвигнуто гонение на христиан, и постарайся принести мне мощи одного из святых мучеников, дабы я могла построить храм, где будут лежать его мощи, он будет моим защитником, хранителем и постоянным ходатаем пред Богом.

Выслушав Аглаиду, Вонифатий с радостью согласился выполнить ее волю. Госпожа дала ему много золота: часть на раздачу милостыни нищим, часть на выкуп мощей: нечестивые мучители, видя любовь и почитание христиан к останкам святых мучеников, продавали их по дорогой цене. Приготовив много разных благовоний, полотна и все то, что требуется для достойного перенесения честных мученических тел, взяв себе в помощь много рабов и лошадей, Вонифатий собрался в путь.

Выходя из дому, он, как бы в шутку, спросил у своей госпожи:
— А что будет, если я не найду тела мученика и тебе принесут мое тело, замученное за Христа, примешь ли ты его тогда с честью?

Аглаида, рассмеявшись, назвала его пьяницей и грешником. Покоряя, сказала:
— Тебе следует тщательно охранять себя от всякого бесчинства и насмешничества: святое дело нужно совершать честно и благоговейно. Помни, ты собираешься за святыми мощами, на которые мы даже и взглянуть не достойны. Иди с миром; Бог же, образ человека принявший и за нас кровь Свою проливший, да простит грехи наши и пошлет тебе Ангела Своего и направит тебя.

Вонифатий принял к сердцу приказание своей госпожи. В пути Вонифатий стал сокрушаться о своих прежних грехах. Решил поститься: не есть мяса, не пить вина и усердно молиться, чтобы прийти в страх Божий. Страх же — отец внимания, а внимание — матерь внутреннего покоя, от которого рождается начало и корень покаяния.

Вонифатий достиг Малой Азии и вошел в знаменитый Киликийский город Тарсе, где царем Диоклитианом и соправителем его Максимианом воздвигнуто было жестокое гонение на христиан, и верующие подвергались тяжким мучениям. Вонифатий оставил рабов в гостинице, а сам тотчас отправился на место мучения и увидал множество народа, собравшегося смотреть на страдания христиан. Один из них висел вниз головою, а на земле под ним был разведен огонь; другой был крестообразно привязан к четырем столбам; третий лежал, перепиленный пилой; четвертого мучители строгали острыми орудиями. Иному выкалывали глаза, иному отсекали части тела, иного сажали на кол. У одного были сломаны кости, у другого были отсечены руки и ноги, и он, подобно клубку, катался по земле; но на всех лицах была видна духовная радость, потому что, перенося нестерпимые для человека мучения, они укрепляемы были благодатью Божией. Блаженный Вонифатий со вниманием смотрел на все это, то удивляясь мужественному терпению мучеников, то желая себе такого же венца; потом, исполнившись Божественной ревности и став посреди того места, где страдало уже человек двадцать, начал обнимать мучеников, и громко воскликнул:
— Велик Бог христианский! Велик Он, ибо помогает рабам Своим и укрепляет их в столь великих муках!

И снова стал обнимать мучеников и с любовью целовать их, называя блаженными. При этом Вонифатий молился о том, чтобы и ему стать причастником венца, который они теперь стяжают и получат в скором времени. На него были устремлены взоры всех присутствующих. Судья, мучивший святых страдальцев, видя в Вонифатии пришельца, спросил его, кто он. Святой отвечал:
— Первое и самое любимое мое имя — христианин; пришел же сюда я из Рима; имя же, данное мне от родителей — Вонифатий.

— Итак, Вонифатий, — сказал судья, — пока я не приказал растерзать твое тело, принеси нашим богам жертву. Тогда ты удостоишься многих благ, умилостивишь богов, избавишься от грозящих тебе мук и получишь от нас дары.

Вонифатий повторил:
— Я — христианин, и только это ты услышишь от меня. Делай со мной, что тебе угодно, но жертв идолам я не принесу.

После этих слов Вонифатия судья тотчас повелел раздеть его, повесить вверх ногами и сильно бить. Его били так сильно, что от тела его отпадали целые куски мяса и обнажались кости, но Вонифатий, мужественно перенося страдания, устремлял глаза свои на святых мучеников, видя в их страданиях пример для себя и утешаясь тем, что удостоился вместе с ними страдать за Христа. Потом мучитель приказал ослабить муки святого и призвал снова принести жертву.

Святой возразил:
— Зачем требовать от меня невозможное, о безумный! Я не могу и слышать о твоих богах, а ты повелеваешь мне принести им жертву!

Тогда судья в сильном гневе приказал вонзить ему острые иглы под ногти на руках и ногах, но святой, возведя очи к небу, молча терпел. Затем судья придумал новое мучение: он повелел растопить олово и влить в рот святому. Пока олово растапливалось, святой, воздев к небу руки, молился: «Господи Боже мой, Иисусе Христе, укрепивший меня в перенесенных мною муках, пребуди и ныне со мной, облегчая мои страдания. Ты — единственное мое утешение: даруй же мне явное знамение того, что Ты помогаешь мне победить сатану и этого неправедного судью: ради Тебя я страдаю». Потом попросил святых мучеников своими молитвами помочь ему претерпеть страшную муку. Мучители открыли ему рот железными орудиями и влили олово в горло, но не причинили вреда святому. Присутствовавшие, увидев такое чудо, восклицали: «Велик Бог христианский! Велик есть Царь — Христос! Все веруем в Тебя, Господи!» И все обратились к близко находящемуся идольскому капищу, желая уничтожить его, в судью же с великим негодованием бросали камнями. Тот же с позором убежал в свой дом, а Вонифатия повелел держать под стражей.

Утром народное волнение утихло, судья снова явился на судейское место и, призвав Вонифатия, хулил имя Христово и глумился над тем, как распят был Христос. Святой, не терпя хулы на Господа своего, сам, ругая бездушных богов и обличал ослепление и безумие поклоняющихся им. Судья еще более разгневался и повелел немедленно растопить котел смолы и бросить в него святого мученика. Но Господь не оставил Своего раба: внезапно сошел с неба Ангел и оросил мученика в котле; когда же смола вылилась, то вокруг образовалось сильное пламя, опалившее многих нечестивых язычников, стоявших рядом. Святой остался невредимым. Видя силу Христову, мучитель испугался и повелел тотчас усечь Вонифатия мечом. Святой обратился к востоку и молился: «Господи, Господи Боже, сподоби меня милостей Твоих и буди мне помощником, чтобы враг за мои грехи, в безумии содеянные, не преградил мне пути к небу, но прими с миром мою душу вместе со святыми мучениками, пролившими за Тебя кровь и сохранившими веру До конца; стадо же, приобретенное Твоею честною Кровию, людей Твоих, Христе, близких мне, избавь от всякого нечестия и языческого заблуждения, ибо Ты благословен и пребываешь вовеки!»

Так помолившись, Вонифатий преклонил голову под меч и был усечен: из раны его истекли кровь и молоко… Неверные, числом около 550 человек, видя это чудо, обратились тотчас ко Христу и, оставив мерзких идолов, присоединились к верным. Такова была кончина святого Вонифатия, который, отправляясь из дому в путь, предсказал, шутя, своей госпоже то что действительно доказал и совершил на деле.

Между тем, друзья Вонифатия и рабы Аглаиды, пришедшие с ним в Таре, не зная ничего о случившемся, сидели в гостинице и ожидали Вонифатия. Когда он к вечеру не вернулся, они удивились. К утру следующего дня они начали осуждать его и дурно отзываться о нем, предполагая, что он где-нибудь напился пьяным и проводит время с блудницами: «Вот, — говорили они, смеясь, — как наш Вонифатий пришел отыскивать святые мощи!» Но так как он не возвратился и к следующей ночи и на третий день, они начали искать его, расспрашивая о нем по всему городу. Случайно или, лучше сказать, по Божию усмотрению, они встретили одного человека и спросили у него, не видел ли он в городе странника. Тот ответил: вчера некий чужестранный муж был осужден за Христа на смерть и усечен мечом.

Они отправились следом за тем человеком, пришли на место мучения, где была поставлена военная стража, чтобы тела мучеников не были похищены христианами. Им указали на лежащего мученика:
— Не тот ли это, кого вы ищете?

Когда они увидели тело мученика, они тотчас же узнали своего друга, а когда голову его, лежавшую отдельно, приложили к туловищу, то совершенно удостоверились, что это — Вонифатий, и весьма удивились, а вместе с тем и застыдились, ибо думали и говорили о нем дурно; слуги боялись итого, как бы не постигло их наказание за то, что осуждали святого и смеялись над его жизнью, не зная его сердечных помышлений и доброго намерения. Когда они смотрели на лицо святого в сильном изумлении, они вдруг увидели: Вонифатий понемногу стал открывать глаза и милостиво смотреть на них как на своих друзей, тем самым выказывая прощение им за все их прегрешения против него.

Они ужаснулись и вместе с тем обрадовались, и плакали над ним, говоря:
— Раб Христов, забудь грехи наши, ибо мы неправедно осуждали твою жизнь и безрассудно ругали тебя!

Затем они отдали нечестивым 500 золотых монет, взяли тело и голову святого Вонифатия, помазали благовонными маслами, повили чистыми плащаницами и, положив в ковчег, отправились к себе домой, дабы отдать тело мученика своей госпоже. Когда они приближались к Риму, Ангел Божий явился во сне Аглаиде и сказал:
— Готовься принять того, кто был раньше у тебя слугой, ныне же стал нашим братом и сослужителем; прими того, кто был рабом у тебя, а теперь будет твоим господином, и благоговейно почитай его: отныне он хранитель души твоей и защитник твоей жизни. Она, проснувшись, ужаснулась и, взяв тотчас же несколько почтенных церковных клириков, вышла навстречу святому мученику Вонифатию, которого раньше посылала в путь как раба, а по возвращении приняла его в дом свой благоговейно, со слезами, как господина. И вспомнила она ту шутку святого Вонифатия, которая стала пророчеством, и благодарила Бога, устроившего так, что Вонифатий за свои и ее грехи стал жертвой, угодной Богу. В своем имении, расположенном от Рима в 50 стадиях, Аглаида построила чудный храм во имя святого мученика Вонифатия, и в нем поставила святые мощи, и многие чудеса совершались по молитвам мученика; больным подавались исцеления, изгонялись из людей бесы, и все, с верою молившиеся у гроба святого, получали исполнение своих прошений.

Впоследствии и сама блаженная Аглаида, раздав все свое имение нищим и убогим, отреклась от мира и, прожив еще 18 лет в великом покаянии, с миром умерла и присоединилась к святому мученику Вонифатию, будучи положена рядом с его гробом.

Так двое святых, чудесно изменив прежнюю свою жизнь, получили добрый конец: один, кровью омыв свои грехи; удостоился мученического венца, другая же слезами и суровой жизнью очистила себя от плотской скверны; и оба явились оправданными и непорочными пред Господом Иисусом Христом, Которому слава вовеки. Аминь.

Тропарь: К сословию послан мучеников, / мученик был еси истинен, / пострадав за Христа крепчайше, всехвальне, / мощми же возвратился еси верою пославшей тя, / Вонифатие блаженне, / моли Христа Бога / прияти нам грехов прощение

Великая беда современного человечества – алкоголизм, с этим недугом встречается практически каждая семья. Многие люди не знают методов борьбы с заболеванием, но верующие люди прибегают к молению, регулярно посещают церковь и обращаются к Богу. Тем людям, кто искренне верит в Божий промысел, почитает нравственные и духовные ценности, открыт путь в Вечность. Их молитвенный труд, а именно молитва святому мученику Вонифатию от пьянства, творит чудеса.

Молитва от недуга

Когда болеет тело, то одновременно с ним страдает душа. Одержимый алкоголизмом человек становится зависимым от темных сил, искушающих людей. Противостоять этому злу поможет вера в Бога.

Святой мученик Вонифатий Тарсийский

Тропарь, глас 4

Мученик Твой, Господи Вонифатие, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе Бога нашего имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости того молитвами спаси души наши.

Тропарь, глас 4

К сословию послан мучеников, мученик был еси истинен, пострадав за Христа крепчайше, всехвальне, мощми же возвратился еси верою пославшей тя, Вонифатие блаженне, моли Христа Бога прияти нам грехов прощение.

Кондак, глас 4

Священие непорочное самовольне тебе привел еси, Иже от Девы тебе ради родитися Хотящему, святе венченосче, премудре Вонифатие.

Кондак, глас 6

Звезда светлая явился еси непрелестная мирови, Солнца Христа возвещающи зарями твоими, страстотерпче Вонифатие, и прелесть погасил еси всю, нам же подавши свет, молися непрестанно о всех нас.

Величание мученику

Величаем тя, страстотерпче святый Вонифатие, и чтем честная страдания твоя, иже за Христа претерпел еси.

О святый страстотерпче Христов, воине Царя Небеснаго, земная сладострастия презревый и к горнему Иерусалиму страданием возшедый, мучениче Вонифатие! Услыши мя грешнаго, приносящаго от сердца молебная пения, и умоли Господа нашего Иисуса Христа простити вся моя согрешения, в ведении и в неведении мною содеянная. Ей, мучениче Христов, образ покаяния собою показавый грешным! Буди ми на злаго сопротивника диавола твоими молитвами к Богу помощник и заступник; много бо порывахся избегнути сетей его лукавых, но удицею греховною уловлен и крепко влачим от него, не мог избавитися, аще не ты предстанеши ми, во обстояниих горькая терпящему, и колико покушахся покаятися, но ложь пред Богом бых. Сего ради к тебе прибегаю и молюся: спаси мя, святче Божий, от всех зол твоим предстательством, благодатию же Всесильнаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имярек) словесами божественного Евангелия Твоего, читаемыми о спасении рабов Твоих сих (имярек). Попали, Господи, терние всех согрешений их, вольных и невольных, и да вселится в них благодать Твоя, просвещающая, опаляющая, очищающая сего человека. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Другие молитвы от пьянства:

  • Молитва перед образом Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша»

Из жизни мученика

Некий муж, по имени Вонифатий, вел разгульный образ жизни. Находясь в рабстве у одной из знатных римлянок Аглаиды, он сожительствовал с ней, предаваясь плотской любви и часто вкушая вино.

Однажды любовникам пришла мысль о необходимости очищения души от грехов. Аглаида решила, что наилучшим методом освобождения от них послужит наличие большого количества икон и мощей святых мучеников в ее жилище. Она поручила Вонифатию разыскать святые останки, на что он с радостью согласился. Но отправляясь в путь, мужчина спросил подругу о том, что если он сам пострадает за веру Христову и будет предан мучительной смерти, примет ли она с честью его мощи? Получив положительный ответ, путник отправился в дорогу.

Святой мученик Вонифатий Тарсийский (Римский)

Вонифатий был добросердечным человеком, с сочувствием относился к нищим и всячески помогал им. В пути он соблюдал строгий пост , а в церквях по пути своего следования просил у Всевышнего отпущения грехов, несмотря на то, что повсюду христиане терпели гонения за свою веру.

Прибыв в Таре, грешник поддержал верующих и тоже объявил себя христианином, за что понес многочисленные страдания и был обезглавлен. Сопровождающие его товарищи выкупили останки праведника за золото, что дала им в путь Аглаида, и привезли ей растерзанное тело.

Вонифатий Тарсийский

Вскоре ей случилось сонное видение, в котором ангел велел принять своего бывшего раба-любовника как небесного покровителя. Женщина с почетом приняла святые мощи, предала их земле и на месте захоронения возвела храм в честь святого мученика Вонифатия. А сама, раздав все имущество бедным людям, приняла монашеский постриг и провела остаток земной жизни в непрестанной молитве и покаянии.

С тех пор Вонифатий является заступником пьющих людей, распутников и чревоугодников. Его молят о предстательстве пред Отцом Небесным родственники как зависимых от греха людей, так и сами больные, страдающие этими тяжелыми недугами.