Home Совет да любовь Косьмо-яхромский монастырь. Свято-успенский косьмо-яхромский монастырь Успенский косьмин мужской монастырь

Косьмо-яхромский монастырь. Свято-успенский косьмо-яхромский монастырь Успенский косьмин мужской монастырь

by admin

Существующие доныне каменные храмы и братский корпус, взамен ветхих, деревянных, построил в XVII веке игумен Митрофан, впоследствии епископ Воронежский, причисленный Церковью к лику святых.

В ансамбль монастыря входят Успенская церковь, Спасская церковь, Никольская церковь, и др. постройки.

Вновь открыт 27.12.1996 г.

Косьмин Успенский монастырь находился во Владимирском уезде, ныне это пос. Небылое. Обитель расположена в 40 верстах от г. Владимира на р. Яхроме, в урочище, называемом Хвахматица. Основана обитель в 1494 г, преподобным Косьмой, который стал и первым её игуменом.

Сначала он был иноком в Киево-Печерском монастыре. Но однажды ему последовало видение, при котором велено отправиться на родину и там насадить общину монахов. Косьма внял голосу откровения и, придя во владимирский край, поселился в необитаемом месте, где находится теперь его обитель. Но отшельник недолго наслаждался уединением. Слава о нём влекла почитателей подвижника, которые нередко выражали желание навсегда остаться жить около него. Скоро уединённое место подвигов Косьмы превратилось в иноческое поселение. Братия умолила отшельника принять игуменство, и основалась обитель. Косьма соорудил в ней храм Успения Богородицы. Установив порядок иноческого жития, преподобный почил 14 октября 1513 г. Честные мощи его почивают под спудом в соборном храме. Главную святыню Косьминской обители составляет Яхромский образ Божией Матери, чудесно явленный преподобному основателю монастыря.

Из числа преемников Косьмы особенно известны инок Иларион и святитель Митрофан, бывший затем епископом в Воронеже. Этому святителю посвящён в Косьминском монастыре и особый придел в зимней церкви. В 1666-1675 гг., в настоятельство святителя Митрофана, были построены каменная Спасская церковь и келейный корпус — в 1669 г., в 1675 г. — соборная Успенская церковь (в 1906 г. при настоятеле архимандрите Науме в ней устроено духовое отопление). В 1694 г. появилась Никольская (построена при игумене Сергии). В 1657 г возведена колокольня, на которую в 1909 г. поднят колокол в 311 пудов. В советское время она разрушена, как и каменная ограда с четырьмя башнями.

В двухэтажной Спасской церкви было два придела: Святителя Митрофана Воронежско го (устроен во 2-м этаже при игумене Амвросии, в 1862 г. при игумене Герасиме перенесён вниз) и Преподобного Косьмы (устроен в 1865 г., а в 1875 г. при игумене Нифонте перенесён в Успенский собор, построенный на месте явления Яхромской иконы Божией Матери и возобновлённый в 1837 г. при игумене Киприане).

В 1863 г. игуменом Наумом в монастыре заведено училище на 40 крестьянских мальчиков. В 1879 г. настоятелем монастыря определён игумен Мисаил (Смирнов, в 1883 г. возведён в сан архимандрита). В это время в монастыре было братии: казначей, 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 3 монаха и 16 послушников. Корпус келий надстроен в 1903 г. при игумене Вениамине.

В 9-ю пятницу по Пасхе в монастыре проводилось торжественное богослужение Божией Матери и преподобному Косьме. У стен монастыря открывалась ярмарка.

В 1689 г. игумен монастыря Сергий отправил на имя патриарха Иоакима прошение о том, чтобы освободить монастырь от пошлин с запустевшего села Небылого. До начала XVII в. в с. Небылом был самостоятельный приход, стояла деревянная церковь Воскресения Христова. В Смутное время село было разорено, церковь сожжена и уже не восстанавливалась, крестьяне села были приписаны сначала к церкви с. Лыково, потом к церкви с. Котлучино.

В советское время монастырь закрыт и разорён, разрушена часовня над колодцем, ископанным преподобным Косьмой.

(Из книги Протоиерея О. Пэнэжко «Город Юрьев-Польской, храмы Юрьев-Польского района.» Владимир. 2005 стр. 143-145)

Успенский Косьмин монастырь, 3 класса, в 40 верстах от Владимира, близ села Лыкова, на реке Яхроме. Основан в 1482 году преподобным Космою (см. 18 февраля), мощи которого почивают под спудом в соборном храме монастыря; здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая Яхромскою, явившаяся в 1482 году пр. Косме. В 1666 — 1675 годах здесь был игуменом святой Митрофан Воронежский, с собственноручной надписью которого в монастыре хранится Евангелие.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

«Молитвенно просим вас, братия и сестры,
оказать посильную финансовую или материальную помощь
в восстановлении поруганной некогда святыни
— Свято-Успенского Космина мужского монастыря «.

Настоятель игумен Серафим с братией

Свято-Успенский Космин мужской монастырь стоит на Владимирско-Суздальской земле с начала 15 века. Древняя монашеская обитель малочисленна и малоизвестна: от Золотого туристического Кольца осталась в стороне и в популярные паломнические путеводители не попала.

Хотя здесь есть что посмотреть и чему поклониться. Живописнейший природный уголок на берегу реки Яхрень, согласно житийной литературе, был в разные века местом жительства двух почитаемых в православии святых: преподобного Космы Яхренского (конец XIV века) — основателя монастыря, и чудотворца Митрофана, впоследствии знаменитого епископа Воронежского (XVII — начало XVIII века). При участии этих божьих угодников на монастырской земле были возведены красивейшие православные храмы.

В тяжелые для церкви советские времена монастырь был закрыт, монахи арестованы и сосланы в лагеря, а святыни разрушены и поруганы.

«В Никольском храме устроили госбанк, сберкассу, отделение милиции, КПЗ. В Спасском — райисполком. В Успенском — склад. Монастырская трапезная превратилась в кабак. Колокола с колокольни были сброшены и разбиты», — описывает те темные дни в своем письме-обращении к православному миру нынешний настоятель Свято-Успенского монастыря, отец Серафим.

После возвращения в 1992 году монастырских земель и храмов РПЦ началось постепенное восстановление и реконструкция уникальных исторических памятников зодчества и культуры.

Путешествие в Небылое

Лай собак, узенькие улицы, покосившиеся заборы, неказистые домики, хмурые лица. Трудятся небыловцы в СПК «Небыловский» (другой возможности для заработка просто нет), в центре светской жизни — пивной ларек и сельский клуб.

Из именитых земляков — Георгий Вицин. По местному преданию, после Отечественной войны с Наполеоном в Небылом появился пленный солдат. Национальности он был неясной — то ли поляк, то ли француз. Звали его вроде бы Вицен, а может Винсент. Чужестранец женился на небыловской красавице. Спустя положенное время у него родились два сына — Егор и Иван. Потом и у Егора появились два сына — Кузьма и Михаил. Михаил Егорович Вицин как раз и есть родитель артиста Георгия Вицина. Насколько достоверна легенда — местные краеведы спорят до сих пор.

А то, что у села Небылово весьма солидный возраст, — это факт научно подтвержденный.

Первое официальное упоминание Небылова в сохранившихся исторических документах относится к концу ХIV века и прочно связано с именем великого московского князья Ивана Васильевича.

«Между 1464 и 1473 годами великий московский князь Иван Васильевич выменял у митрополита Филиппа «его сельцо у Кузьмина монастыря Небылую деревеньку», — по памяти цитирует летопись ведущий научный сотрудник музеев Московского Кремля Галина Щенникова.

В благообразной пожилой селянке, спешащей на праздничную службу в храм, довольно сложно угадать столичного музейного работника.

С Галиной Щенниковой мы еще накануне договорились встретиться в Свято-Успенском Космином мужском монастыре.

Ее готовность ради интервью поехать почти за 200 километров вначале показалось странной. (Галине предлагали выбрать время и место для встречи в Москве — отказалась). Как выяснилось, приехать в монастырь сама рада: небыловская глушь — ее родина, а с игуменом Серафимом связывает давняя дружба.

«Батюшка Серафим звал, вся братия монастырская долго готовилась к сегодняшней службе. По традиции на престольный праздник иконы святой Богородицы Яхромской в монастырь прибудет Владыка Еволгий, архиепископ Владимирский и Суздальский», — Галина объясняет, как нам всем повезло оказаться здесь именно сегодня.

По ходу интересуется, есть ли у меня платок: «В Космин монастырь редко туристы-паломники заезжают, поэтому уже обычного для крупных храмов «сервиса» здесь нет — платки «напрокат» не дают. Да и к женщинам в этой мужской обители строгое отношение».

Хотя без женщин даже в мужском монастыре, как выяснилось, — никуда. Прихожанки (в основном это жительницы села Небылое) на территории монастыря только ночевать не могут оставаться, а в остальное время с благословления батюшки Серафима кашеварят в трапезной, поддерживают чистоту в храмах и кельях, выращивают цветы на монастырском дворе и овощи на монастырском огороде.

Один из жителей Косминой обители, иерей Антоний объясняет присутствие слабого пола в стенах мужского монастыря так: » Исторически так сложилось. Еще две тысячи лет назад, при жизни Господа нашего Иисуса Христа, были дьяконисы, они имели особый сан посвящения, обеспечивали трапезу апостолам, раздавали еду нуждающимся».

Мужская обитель и ее обитатели

У ворот монастыря нас встречает настоятель игумен Серафим (Котенев). Заботливый хозяин гостей сначала ведет в трапезную, «откушать чем бог послал». После молитвы садимся за хлебосольный стол. Чего здесь только нет: и рыбка, и грибочки, и соления-варения и мед — все свое. «Монастырь, — объясняет отец Серафим, — как и много веков назад в основном живет натуральным хозяйством. Угодья небольшие: огородик, курятник, пасека, но монахам и трудникам (так иначе называют послушников), чтобы прожить, хватает».

За едой никто не разговаривает, за исключением пожеланий «здравствовать» вновь пришедшим к столу.

После обеда просим разрешения поснимать в трапезной фото и видео. Отец Серафим — против. Настоятель запретил снимать и келейный дом (место, где живут монахи).

«Что в этом может быть интересного?» Сказал — как отрезал.

Вообще, при всей внешней мягкости и спокойствии (напевный негромкий голос, добрый взгляд) чувствуется, что игумен Серафим — человек жесткий и волевой. Все огромное монастырское хозяйство и приписные к монастырю храмы держит под своим неусыпным контролем.

Труднику Евгению (в храме Евгений еще и на клиросе поет), проходя мимо, заметил, что двор не чисто подметен. У послушника Артемия строго спросил, готовы ли к службе просфоры. (Артемий, готовясь принять постриг, получил благословление на то, чтобы печь церковные хлебцы). Иерея Антония отчитал за то, что тот неподобающе одет: «Мирской наряд в келье оставлять надо, а то непонятно, кто ты — трудник или сан имеешь».

Даже давний монастырский знакомец настоятеля отец Андрей при игумене робеет. Так, например, наотрез отказался давать видеоинтервью: «Пусть настоятель говорит». Агентскому же фотографу на просьбу сделать снимок, подмигнув, сказал: «Если сможешь меня обмануть, так чтоб я не видел, снимай». Батюшка Андрей в Космином монастыре живет более восьми лет. Как он сам говорит, «без фамилии и «пачпорта». На все руки мастер — и красит, и штукатурит, и службы служит. Недавно самостоятельно освоил звонарское искусство: «Хотел, было, съездить, поучиться, да настоятель не отпускает. Здесь дел много».

Про себя и свою жизнь настоятель молчит. По рассказам же монастырской братии игумен Серафим — принципиальный, человеколюбивый и деятельный. Когда в конце девяностых годов отец Серафим пришел настоятелем в Свято-Успенский Космин монастырь, здесь был полный упадок.

«В храмах навалены груды мусора и птичий помет. Большинства икон не было. В верхнем пределе Спасского храма пол настолько прогнил, что нельзя было проводить там службы», — вспоминает то время настоятель.

Монашеские кельи в буквальном смысле соседствовали с учебными классами музыкальной школы, находящейся в одном из зданий монастыря. А службы в Спасском храме проводили, когда уйдут сельские библиотекари и посетители сельской читальни.

Постоянно в Свято-Успенском мужском монастыре живут не больше десяти монахов и около десяти трудников. Игумен Серафим говорит, что так было испокон веков. Космин монастырь малобратский.

Начинается день с утренних молитв и богослужения, ежедневно монахи трудятся по благоустройству монастыря, в кельях вычитывают Правила и Псалтирь за живых и умерших, а заканчивают день вечерней общей молитвой с чином прощения.

«Монастырская молитва — она самая верная. Сразу на небеса доходит, — замечает Галина Щенникова. — Это главная работа в монастыре — молиться».

Косминские чудеса

Первая чудесная история связана напрямую с образованием монастыря и его создателем — иноком Космой (его мирское имя неизвестно).

Житие этого святого угодника было составлено суздальским агиографом Григорием в середине XVI века и сохранилось в нескольких поздних списках XVI-XVIII веков.

Согласно житийной литературе, Косма в отрочестве жил у одного боярина, который полюбил его за кротость и обучил грамоте.

Однажды этот боярин заболел и отправился в путешествие, ища спасения от болезни. Косма стал его сопровождающим.

Во время переездов они остановились у реки Яхромы. Преподобному Косме было здесь явление на древе иконы Богоматери, причем от этой иконы изошел глас, повелевающий ему быть иноком и устроить монастырь.

Больной боярин получил исцеление. В порыве радости по поводу совершившегося чуда он отпустил на волю Косму, после чего тот немедленно отправился в Киев и поступил в Печерскую обитель. Принявши пострижение, он проводил свою жизнь в строгом посте и молитвах.

Спустя некоторое время Косма, по внушению свыше, оставил Печерскую обитель и поселился на реке Яхроме, где совершилось чудо. Здесь он устроил свою обитель, куда стали скоро стекаться ревнители иноческой жизни. Настоятелем обители был избран сам Косма. Верный обетам иночества, он не оставлял подвигов молитвы и поста, в любви принимал странников и подавал спасительные советы ищущим спасения. Скончался Косма в глубокой старости, 18 февраля 1492 г. (по другим сведениям — 1578 г.).

Мощи его почивают под спудом в Успенском храме его обители, в 25 верстах от Суздаля Владимирской губернии. В этой же обители находится и икона, явившаяся преподобному Косме на реке Яхроме.

Чудесно явленный образ Пресвятой Богородицы почитается в монастыре в двух Ее иконах — Успение и «Яхромская». Правда, исконных древних чудотворных икон Богородицы в монастыре не сохранилось. Здесь стоят уже поздние списки с этих образов.

«Настоятель Серафим рассказал и о недавнем чуде — возвращении в стены монастыря иконы святых угодников Космы и Митрофана. Образ был выполнен мастерами 19 века и подарен монастырю.

Когда во времена советской власти монастырь закрыли, икона была перенесена в Покровский храм села Лыково, где службы не прекращались.

«После открытия монастыря мы долго просили у настоятеля покровского храма, отца Андрея, чтоб он нам эту икону вернул. Но он всегда находил причины для отказа», — рассказывает отец Серафим.

Буквально за неделю до перевода настоятеля Покровского храма в Нижегородскую епархию храм в Лыково обокрали. Среди нескольких икон грабители забирают и эту, с изображением святых угодников Космы и Митрофана.

«Все это случилось три года назад. Мы уже считали эту икону безвозвратно потерянной. А неделю назад случилось настоящее чудо», — говорит настоятель монастыря.

В Свято-Успенский монастырь позвонил человек, который где-то далеко за рубежом эту икону купил на аукционе. Не зная ни о монастыре, ни о святых, что изображены на иконе, зарубежный благодетель отыскал телефон настоятеля и вернул икону.

«Вот эта икона дивным образом опять вернулась на место своего исторического пребывания. Сама вернулась! Святые они сами уходят и сами возвращаются, в утешение наше», — заканчивает свой рассказ отец Серафим.

Большинство икон, украшающих монастырские храмы — дарственные, или возвращенные из музейных запасников Владимирско-Суздальской золотой кладовой.

Образ святой старицы Матроны попал в Космин монастырь из белгородской тюрьмы, его написал и украсил заключенный. С благословления отца Евгения Боровских, который курирует во Владимирской епархии все тюремные учреждения области.

«Помощь и сострадание всем нуждающимся, а люди, которые преступили закон, без сомнения нуждаются в божьем слове. Это важная задача любого из нас», — говорит игумен Серафим.

У настоятеля Космина монастыря давно есть идея организовать при одном из приписных храмов Православный Центр Социальной Реабилитации для тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации. Это начинание благословил и архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Но пока реализовать задуманное не получается из-за отсутствия у монастыря средств. Настоятель Серафим надеется на поддержку неравнодушных людей и ждет любой помощи.

«Для этого нужны немалые средства. В первую очередь нужно восстановить и реставрировать приписанные к монастырю храмы. Большая работа уже проделана. В двух из трех наших храмов, находящихся на территории Владимирской области, с помощью Божьей и при поддержке добрых людей уже сделан ремонт и проводятся службы», — рассказывает игумен Серафим.

Сейчас начаты работы по восстановлению храма Пресвятой Богородицы и Рождества Христова в селе Большое Лучинское.

Каменная постройка середины 19 века требует ремонта. Нужны средства на роспись стен и написание иконостаса.

Много незавершенных реставрационных работ, дел по благоустройству есть и на территории древней монастырской обители.

Отец Серафим скромно говорит об уже проделанной огромной части восстановительных работ.

«С Божьей помощью побелен и покрашен древний Успенский собор, восстанавливается потихоньку интерьер надвратной Никольской церкви. Обустроены кельи и трапезная», — рассказывает настоятель.

И уже совсем настоятель замалчивает о монастырских нуждах и проблемах.

За батюшку слово берет научный сотрудник Галина Щенникова: » Здесь еще работы невпроворот».

Древнейший монастырский собор Успения Божией Матери находится в аварийном состоянии, требуются немалые средства на первоочередные работы, не говоря уже о желательной реставрации его пятиглавия (ныне осталась только центральная глава).

Восстанавливаемый надвратный храм во имя Святителя Николая пока остается без главы, хотя уже подготовлен проект ее реставрации, — нужны деньги на дорогостоящие материалы и оплату труда мастеров. Система отопления, сделанная в некоторых монастырских помещениях в советское время, пришла в полную негодность и нуждается в замене. В монастыре до сих пор нет ограды и строений для хозяйственных нужд.

Успенский Космин монастырь в селе Небылое один из множества .

Неподалеку от Юрьева-Польского, по дороге на Владимир, есть село со странным названием Небылое. Оно расположено прямо перед поворотом на Суздаль — прямо, можно сказать, в средоточии туристических маршрутов.

В Небылом с конца XV века существует монастырь, основанный преподобным Космой. Происхождение прп. Косма имел самое смиренное и с юных лет находился в услужении у некоего боярина. В его доме он выучился грамоте и часто читал своему господину вслух, поскольку тот был болезнен и одно из немногих утешений находил в слушании священных книг.

Однажды Косма со своим хозяином оказались проездом на реке Яхроме, верстах в тридцати от Владимира. Здесь преподобному явилась на дереве икона Божией Матери, от которой он услышал голос, повелевшей ему принять постриг и устроить монастырь. Боярин же получил от иконы полное исцеление.

Естественно, после столь недвусмысленного указания Косма сразу отпросился у своего господина, отправился в Киево-Печерскую Лавру, где принял постриг, а потом с явленным образом вернулся на Яхрому.

Здесь он некоторое время прожил в уединении, а потом вокруг него начали собираться ученики, уговорившие Коему принять игуменский сан. Так постепенно созидалась обитель, центром которой стал деревянный храм Успения Божией Матери, построенный общими силами. В середине XVII века он был возведен в камне.

Среди наиболее заметных преемников прп. Космы следует назвать игумена Митрофана (1623—1703) — будущего святителя Воронежского. Он управлял Успенским монастырем в 1665—1675 годах, при нем построены в 1669 году Спасская церковь и келейный корпус. Долгое время в обители сохранялось Евангелие с надписью, сделанной рукой святителя. После Успенского монастыря игумен Митрофан настоятельствовал в Макариево-Унженском монастыре, а оттуда был поставлен на только что открытую Воронежскую кафедру.

К концу XIX века Успенский Космин монастырь имел архимандритское управление, а всего братии в нем насчитывалось (кроме настоятеля) двадцать пять человек — казначей, 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 3 монаха и 16 послушников. Главную драгоценность монастыря составляли мощи прп. Космы, почивавшие под спудом, и Яхромская икона Божией Матери.

Обитель оказывала значительное влияние на жизнь деревенской округи, являясь для крестьян «ближним богомольем» — самой доступной святыней, где они могли помолиться и отойти душой от насущных забот. В 9-ю пятницу по Пасхе, после торжественного богослужения в монастыре, возле его стен открывалась ярмарка.

После революции обитель закрыли и приспособили под нужды тружеников села. В Успенском соборе разместился склад, в Никольском храме — сберкасса и отделение милиции с КПЗ, в Спасском — райисполком. Келейный корпус служил сначала больницей, а потом в нем находилась столовая (вечерами, по рассказам местных жителей, превращавшаяся в натуральный кабак).

В 1936 году с колокольни сбросили колокола. «Разбивали их не-быловские мужики, — вспоминают старожилы. — Колокол большой стопудовый ухал, а люди стояли и плакали. » Позже разрушили и саму колокольню, обезглавили храмы.

В 1992 году, с передачей Церкви Никольского храма, в Небылом начала возрождаться молитвенная жизнь.

Сейчас в монастыре три храма — одноглавый Успенский с небольшой шатровой звонницей, Спасо-Преображенский и надвратный Никольский (все — постройки XVII века). У обители есть подворье в селе Федосьине с Богородице-Рождественской церковью (1805). Кроме того, к ней приписаны четыре храма в окрестных селах, два из которых — Космы и Дамиана в Ледневе и Петра и Павла в Большепетровском — находятся в полуразрушенном состоянии и требуют скорейших реставрационных работ.

Село Небылое

Небылое — село в Владимирской области России.
Село Небылое находится у истоков реки Яхромы, что в переводе с мерянского означает «вода».
Село Небылое до нач. XVII в. составляло самостоятельный приход, и в нем была церковь в честь Воскресения Христова. Но в это время церковь была разорена литовцами и приход был нарушен, крестьяне были причислены к Лыковскому приходу, в котором оставались до последнего распределения штатов и приходов в 1874 г., когда были приписаны к .

В 1889 г. при Кузьмине монастыре были утверждены ярмарки: в 9-ю и 10-ю пятницы по Св. Пасхе, в день Успения Божией Матери (28 августа по н. ст.) и 14 октября – в день памяти Св. Козьмы Яхромского.
В 1891 году закрыты: винная лавка в доме Павла Сазанова крестьянина села Небылое Павла Яковлева Игнатьева; трактирное заведение в селе Небылое крестьянина Павла Дмитриева Сазанова.
В 1896 году закрыты: мелочная лавка Игнатьева Павла; мелочная лавка Мокеева Ефима Алексеевича; ветряная мельница Рунова Василия Матвеевича; мелочная лавка Безерина Александра Максимовича.

До Октябрьской революции на Яхроме в районе Небылого было две мельницы. Одна находилась на расстоянии нескольких верст от села по течению реки. Следы другой — бесхозные жернова — рядом с монастырем. У этой мельницы некогда стоял старинный монастырский дом из литого «неразбиваемого» кирпича. Стены дома достигали метровой толщины. Сразу после Великой Отечественной войны в нем находилась лесопилка, затем местная электростанция, освещающая село с 19 до 24 часов, а в 1960-х годах жили несколько семей.

23 апреля 1917 г. в семье уроженца с. Небылое Михаила Егоровича Вицина родился сын Георгий, в будущем известный отечественный актёр. Умер в 2001 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.

К 1913 г. Владимирский уезд делился на 22 волости: Андреевская волость — с. Небылое…
В 1918 г. в сёлах Небылое, Андреевское, Лыково и некоторых других организуются ячейки партии большевиков.
25 января 1935 года из части территории Юрьевского района выделен Небыловский район.
«Руководители Небыловского района щедры на обещания, но скупы на дело. Давно миновали сроки, к которым они обязались выполнить годовой план хлебозаготовок, выполнили же только на 57 процентов. Причина в том, что не выполняется ежедневный график обмолота и вывозки зерна. Из 29 сложных молотилок работают лишь 8. Колхоз «Трудовик» — один из отстающих в районе. Из 2423 центнеров хлеба сдал государству всего 229. Не обмолочен хлеб с площади более 100 гектаров… Многие работники по-прежнему отсиживаются в районном центре. Днем они ежедневно заседают, а вечером секретарь РК ВКП(б) Конушкин, председатель райсполкома Калинин, уполномоченный Наркомлага Сыров, зав. Отделом пропаганды и агитации РК ВКП(б) Рогунов и другие до глубокой ночи просиживают за игрой в домино. Хлебный долг стране Небыловского района большой – свыше 200 тысяч пудов. Чтобы ликвидировать отставание, руководители района обязаны обратить серьезное внимание на отстающие колхозы, четче руководить ими, оказывать помощь, а главное – требовать и не примиряться с теми, кто забывает интересы государства» (газета «Призыв» № 239, Воскресенье 2 декабря).
В феврале 1963 года в состав Юрьев-Польского района вошла большая часть территории упраздненного Небыловского района.
Администрация МО Небыловское Юрьев-Польского района действует с 29 декабря 2000 г., Глава администрации Анисимов Сергей Борисович. Юридический адрес: село Небылое, Первомайская улица, д. 2.

Первомайская улица, д. 2. Администрация муниципального образования Небыловское.

МУЗ «Небыловская Участковая Больница» действует с 21 июня 1999 г. Главный врач Павлова Ольга Павловна. Юридический адрес: село Небылое, Первомайская улица. Организация МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «НЕБЫЛОВСКАЯ УЧАСТКОВАЯ БОЛЬНИЦА» реорганизована 15 июня 2006 г. Правопреемник — ГБУЗ ВО «Юрьев-Польская ЦРБ».
ОГСУ «Небыловский Дом Милосердия» зарегистрирована 22 августа 2005 г. Директор Павлова Фаина Вячеславовна. Юридический адрес: село Небылое, Первомайская улица, 48. Организация ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «НЕБЫЛОВСКИЙ ДОМ МИЛОСЕРДИЯ» ликвидирована 26 ноября 2008 г.

ООО «Великан» зарегистрирована 17 апреля 2012 г. Директор Закаблукова Елена Олеговна. Юридический адрес: село Небылое, Октябрьская улица, 28. Основным видом деятельности является «Разведение кроликов и прочих пушных зверей на фермах». СППССК «Селько» зарегистрирована 2 августа 2018 г. Председатель Закаблукова Елена Олеговна. Юридический адрес: Школьная улица, дом 111, комната 34. Основным видом деятельности является «Производство продукции из мяса убойных животных и мяса птицы».
ООО «Версус» зарегистрирована 10 мая 2006 г. Директор Ситников Виктор Валентинович. Юридический адрес: село Небылое, Новая улица, 1б. Основным видом деятельности является «Производство безалкогольных напитков; производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках».
ООО «Богатырь» зарегистрирована 25 октября 2005 г. Генеральный директор Кузьмин Валерий Викторович. Юридический адрес: село Небылое, Октябрьская улица, 22. Основным видом деятельности является «Производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины». Организация ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «БОГАТЫРЬ» ликвидирована 2 декабря 2014 г.
ООО «Рыбный Дом Дельфин» зарегистрирована 5 марта 2011 г. Генеральный директор Солонников Сергей Александрович. Юридический адрес: село Небылое, Школьная улица, 6. Основным видом деятельности является «Торговля оптовая рыбой, ракообразными и моллюсками, консервами и пресервами из рыбы и морепродуктов».

Село Небылое, Октябрьская улица, 1, 2. Сельскохозяйственный производственный кооператив «Небыловский».
СПК (Колхоз) «Небыловский» действует с 17 сентября 1998 г. Председатель Липатов Владимир Владимирович. Основным видом деятельности является «Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока».

Село Небылое, Первомайская ул., д. 21. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ с. НЕБЫЛОЕ».
МОУДОД «ДШИ с. Небылое» действует с 28 августа 1997 г. Директор — Рыскаль Элина Валерьевна. Организация реорганизована 4 октября 2010 г. Правопреемник — МБУ ДО «Юрьев-Польская ДШИ».

«Избушка на курьих ножках». Бочаров Артем, Магеррамов Рашид. с. Небылое. Дерево, объемная резьба, 33х28х43

Село Небылое, Школьная улица, д. 3. Школа села Небылое.
МБОУ «Небыловская СШ» действует с 15 ноября 1994 г. Директор Ковредов Алексей Капитонович.

Село Небылое, Первомайская улица, 75, 5. Детский сад.
ДОУ «Детский Сад № 14» действует с 20 декабря 1996 г. Заведующая Кокорева Татьяна Владимировна. Организация МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 14» реорганизована 9 марта 2007 г. Правопреемник — МБОУ «Андреевская ОШ».
ДОУ № 11 действует с 20 декабря 1996 г. Заместитель начальника управления Бабнеева Ирина Владимировна. Организация МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 11» ликвидирована 14 ноября 2006 г.

Почта в селе Небылое

Памятник жителям села погибшим в ВОВ

Памятник Ленину

Село Небылое, Первомайская улица, д. 4. Здание бывшего ДК
Небыловский СДК действует с 23 декабря 1998 г. Директор Зайцева Ольга Васильевна. Организация МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКОГО РАЙОНА «НЕБЫЛОВСКИЙ СЕЛЬСКИЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ» ликвидирована 17 января 2006 г.

Свято-Успенский Косьмо-Яхромский монастырь

Вид Свято-Успенского Косьмо-Яхромского монастыря с северо-востока

Вид Свято-Успенского Косьмо-Яхромского монастыря с востока

Святые ворота монастыря. Вид снаружи.

Святые Ворота монастыря

Свято-Успенский Косьмо-Яхромский монастырь (Космин Яхромской монастырь) — православный мужской монастырь, расположенный в селе Небылом Юрьев-Польского района Владимирской области.

Основан монастырь между 1483 и 1494 гг. преподобным Космой (Яхромской), уроженцем селения Зернова, близ села Рожнова, Суздальского уезда,- на том месте, где он, еще в детстве обрел на дереве св. икону Успения Божией Матери. Преподобный Косма, по преданию, здесь первоначально построил деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, где и поставил эту икону.

Косма Яхромский

Косма Яхромский

Прп. Косма Яхромский. 2-я пол. XVII — 1-я четв. XVIII в. Из Космина Яхромского монастыря.

Имя преподобного Космы в миру неизвестно, как и точная дата рождения. Родился Косма в селении Зерново, близ села Рожнова, Суздальского уезда. В отроческом возрасте попал в услужение в знатную боярскую семью, где ему постарались дать хорошее по тем временам образование.
Существует предание, что однажды боярин, у которого служил Косма, серьёзно заболел. В поисках врача он переезжал из одного города в другой. Однажды путники остановились при источнике в Яхроме; здесь больной, утомленный долгой дорогой, заснул. В это время отрок внезапно увидел свет, осиявший все то место, и услышал таинственный голос: «Внимай, Косма, и разумей глаголы жизни, яви житие богоугодное, возжелай радости праведных, да получиши вечная блага!»
Внимательно смотревший Косма заметил, что лучи блеснувшего ему света исходили от иконы Успения Божией Матери. Икона эта явилась ему на дереве. Отрок дерзнул приблизиться и взять святую икону; затем он приложил ее к больному месту своего страждущего господина, и тотчас последний пробудился от сна совершенно здоровым, как бы никогда не страдавшим своим тяжелым недугом.
Позже тот же самый таинственный голос воззвал его оставить мир, чтобы жить и работать для Господа. Вняв небесному внушению и взяв с собою икону Богоматери, преподобный оставил дом своего господина, намереваясь посвятить все свое служение Господу в какой-либо иноческой обители. Руководимый и охраняемый Промыслом Божиим, преподобный Косма вскоре пришел в знаменитую Киево-Печерскую обитель, где находился подлинник явленной ему иконы. Отдав святую икону в лавру преподобных Антония и Феодосия, блаженный отрок просил настоятеля облечь его в иноческий сан. Игумен несколько колебался, видя его юный возраст и не думая, чтобы в таких годах отрок Косма был бы способен переносить все трудности и тягости жития подвижнического; однако по причине настойчивого желания отрока игумен исполнил его просьбу.
В Печерском монастыре отрок изумил всю братию подвигами своей равноангельской жизни; даже старцы обители, наиболее опытные в трудах иноческого жития, дивились подвигам юного инока: непрестанна была молитва его к Богу, как непрестанны были и постнические труды его.
После многих лет дивного подвижничества, когда преподобный уже отчасти достиг в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова, благоволил Господь избрать праведного Своего на особое служение Своей Пречистой Матери. В новом чудном видении явился преподобному Косме светоносный юноша и от имени Божия повелел ему идти в пределы Владимирские, на реку Яхрому, где некогда явилась ему святая икона, для того, чтобы построить там церковь в честь Успения Матери Божией. Внимая высшему призванию, преподобный оставил обитель Киево-Печерскую и отправился к тому месту, где было чудесное явление ему святой иконы.
Едва только преподобный пришел к месту обретения честной иконы Богоматери, ему вторично явился неземной луч, осиявший все то место. Преподобный решил непременно запечатлеть в памяти грядущих родов то место, где произошло обретение честной иконы Богоматери. С этою целью в 1482 или 1483 г. преподобный построил небольшой деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы , послуживший началом основания Свято-Успенского монастыря.
Со временем слух о подвигах распространился по округе и к преподобному стали приходить монахи, желавших подвизаться в молитвенных и постнических трудах, образовав монастырь. Позже Косма был избран игуменом монастыря, установил порядок иноческого жития.
Косма усердно посещал больных разными недугами и страждущих, исцеляя их молитвами к Господу и Его Пречистой Матери. Занимался проповедническими беседами с мирянами.
По официальной версии, скончался Косма в глубокой старости 18 февраля 1492 г. и был погребен в основанной им обители.
Исследователи до сих пор спорят о хронологии жизни Космы Яхромского, данные о которой весьма противоречивы. Официальным годом кончины преподобного назван 1492 год, но во всех первых источниках, упоминающих имя Космы, в том числе в «Житии», эта дата не обозначена. По другим данным он скончался между 1464 и 1473 гг., либо около 1430 г.
Один из историков предположил, что реальная дата смерти святого — двадцатые годы или сер. XV в.

Православная церковь поминает его также 14 октября, в день празднования иконы, явленной православному святому.
Житие преподобного Космы написано Григорием, иноком суздальского , в первой пол. XVI в. Существует несколько списков этого летописного памятника: Духовной Академии Санкт-Петербурга, Погодинский, Уваровский и Волынский, все из которых относятся к семнадцатому веку и отстоят на несколько десятилетий от написания оригинального текста.
Мощи святого были положены под спудом в монастырском Успенском храме, в основанной им обители. Существуют письменные свидетельства двух исцелений от мощей.
«Один из жителей деревни Зернево сильно страдал помрачением ума; иногда он доходил до такого исступления, что не мог узнать своих близких родных. Болезнь его развивалась все более и более; ему начали даже являться нечистые духи в разных страшных видах. В таком тяжком положении несчастный находился довольно долгое время и уже был близок к смерти. Тогда родные его и решили обратиться за помощью к прп. Косме и с этою целью привели его к мощам угодника Божия. Четыре дня они воссылали горячие молитвы к нему об исцелении несчастного страдальца. Усердная молитва их была услышана. На пятый день пребывания при гробнице преподобного больной совершенно исцелился от болезни и возвратился в дом свой совершенно здоровым.
В другой раз случилось, что отрок Стефан, сын работника, жившего при монастыре, впал в расслабление и так долго лежал на одре без движения, что приготовился уже к смерти. Родители больного, твердо веруя в силу молитвенного заступления преподобного Космы, принесли сына своего к его мощам. После усердной молитвы отрок здесь получил совершенное исцеление от своего недуга».
Год прославления преп. Космы неизвестен, но не позднее 1688 г., ибо во вкладной книге он нарицается уже чудотворцем. Православная церковь поминает его 14 октября, в день празднования иконы, явленной православному святому.

Яхромская Богоматерь

Явление иконы Богоматери произошло 14 октября 1482 г.
До наших дней сохранился только предположительный список явленной Косме иконы, изображающий Божью Матерь по одному из основных типов изображения в русской иконописи Умиление. Младенец Христос изображен справа, сидящим на руке Богоматери и прижимающимся к её щеке. Одной рукой он трогает подбородок. Ножки младенца Христа скрещены, подошва одной из них развернута к зрителю.
В некоторых источниках Яхромскую икону называют Ахренской.
В XVII в., вероятно при царе Алексее Михайловиче, из Космина монастыря был взят в Москву «чудотворный медный литой» образ Пресвятой Богородицы. В сказании о нем говорится: «Образ Пресвятыя Богородицы Яхромския чудотворный медный литой в Шахматицы явися в лето 6990 (1482) октября в 14 день преподобному игумену Козьме Яхромскому чудотворцу близ града Юрьева Польского за 15 поприщ, на древе вязу. Явися образ медный, мерою четверть аршина. Преподобный бе тогда во младости и не пострижен. ». Согласно сказанию, образ был возвращен в обитель в 1685 г., дальнейшая судьба его неясна.
В XVIII-XIX вв. «Яхромской» в Косьмином монастыре называли два изображения Божией Матери: образ Богородицы с Младенцем, по иконографическому типу «Умиление», и древнюю икону Успения — и торжественно праздновали явление прп. Косме Яхромской иконы (14/27 октября) и память Успенской иконы (в девятую пятницу по Пасхе). Обе эти святыни Косминой обители не сохранились. Еще одна чтимая монастырская икона Яхромской Божией Матери, изображенная на серебряном ковчеге-мощевике начала XVI века, ныне находится в музее в г. Суздале.
В кремлевском Благовещенском соборе сохранилась икона XIV века Богородицы с Младенцем точно такой же иконографии, как и «Яхромская», но с изображением Младенца Иисуса на правой, а не на левой стороне. Современные исследователи полагают, что этот древний образ был родовой святыней либо самого преподобного Космы, либо исцеленного «боярина» из знатного рода Секериных. В течение двух веков он хранился в Косминой обители, а в XVII в. вместе с явленным «чудотворным медным литым образом» был взят в Москву и остался в царском храме Благовещения.
День празднования: 14 октября/27 октября .

Икона Божией Матери Яхромская

В 140 саженях от монастыря находится колодец, выкопанный, по преданию, преподобным Космой.

В XV-XVI вв. строения монастыря были деревянными, быстро ветшали и на протяжении столетий неоднократно перестраивались.
В 1624 г. монастырю было пожаловано село Небылое.
В 1688 г. из Владимирского прибыл Сергий, ставший игуменом монастыря.

Кирпичный собор Успения Пресвятой Богородицы начал строиться в 1657 г. Царь Алексей Михайлович пожаловал на постройку храма 300 руб. и 100 пуд. железа.
В 1833 г. в главном алтаре, в южной части его, устроен придел во имя прп. Космы.
Соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы – каменная о пяти главах. Настоящая церковь по свод вышиной 5 саж., с главами 8 саж. Вся церковь в совокупности с алтарем и трапезой длиной 9 саж., шириной 5 саж. Алтарь и трапеза вышиной по крышу 2 ½ саж. В соборной церкви окна обыкновенные, числом 17, с закладными рамами, с железными решетками. Стены и своды в настоящей, алтаре и трапезе штукатурены. Пол в алтаре цементный, в церкви из обжельской лещедки.
Колокольня каменная, вышиной 8 саж., нижний ярус ее 4-х угольный квадратный, заподлицо с папертью, а верхний 8-ми угольный, кровля куполообразная железная, с шпилем, обложенным железными листами, на котором крест железный.

Алтарная апсида Успенского собора

Успенский собор

26 февраля 1868 г. исправляющий должность казначея Козмина монастыря Иеромонах Никодим награжден набедренником за особенный труд на пользу обители.

Опись древних предметов монастыря в нач. ХХ века:
«Древние иконы:
Чудотворная икона Успения Божией Матери, длиной 9 верш., шириной 6 верш., XVI в.; вложена в икону с изображениями свят. Митрофана и препод. Космы Яхромского. Икона Успения Божией Матери в серебряно-вызолоченном окладе.
Икона Яхромской Божией Матери, изображенная на серебряном, без пробы, плоском ковчежце, длина 2 ¾ верш., ширина 2 верш., с мощами разных святых, XVI в., ковчежец вкладывается в икону, длина 6 ½ верш., ширина 5 верш., с сетчатой филигранной ризой, с изображением разных святых на иконе.
Икона Владимирской Божией Матери, венец и оклад басемные, длина 5 ¾ верш., ширина 4 ¾ верш. XVII века.
Икона Смоленской Божией Матери – большого размера, венец на иконе с простыми камнями. XVIII века.
Икона на гробнице преподобного Космы, письма старинного, в рост, длина 2 арш. 4 верш., ширина 12 верш., под ризой, шитой золотом; сама гробница и сень новые. XVI века.
Шитый шелком образ препод. Космы Яхромского; не позднее XVII в.
Шестнадцать иконок на левкашенном холсте, на одной стороне святцы, а на другой изображения Господских, Богородичных и недельных по триоди праздников; писан искусным Строгановской школы письмом, в киоте старинной работы, серебропозолоченном. XVII века.
Икона свят. Николая Чудотворца в медном окладе. XVIII века. Эта икона, а равно шитый шелком образ пр. Космы и святцы на холсте хранятся в ».

В 1665 г. по просьбе братии, митрополитом Сарским и Подонским Павлом был поставлен во игумена Космина монастыря инок Золотниковской пустыни, Владимирской губернии, Суздальского уезда, Митрофан (впоследствии — ). За девять лет его игуменства (1666 – 1675 гг.) Космин монастырь превратился в процветающий духовный центр.

В одно время любители старины искали точные указания об исчезнувшем богатом иконостасе Всехсвятской церкви Переславского Горицкого монастыря. Только в XIX веке, при разборке Переславского Архива Духовного Правления найдены были дела, в которых с достаточной ясностью указано, когда и куда именно был отправлен иконостас этой церкви. В деле Переславского Духовного Правления за 1796 г. № 13 прописан именной Преосвященного Виктора указ, которым предписывалось разобрать иконостас Всехсвятской Церкви и переправить его в Суздальский кафедральный собор. Повеление это мотивировалось тем, что „дом архиерейский, при котором находится оная церковь, приходит в ветхость, так что и потолки прогнили и штукатурная работа отстала, а иконостас, по неимению присмотра, приходит в тусклость и потемнение; церковное стенное писание также потускло, а в алтаре совсем отстало». Не смотря на этот указ, разборка иконостаса почему-то тянулась очень долго, и только 17 Марта следующего 1797 года Духовное Правление доносило, что иконостас разобран и отправлен в Суздаль. Однако интересующиеся иконостасом Всехсвятской церкви не найдут его и в Суздальском соборе.
О дальнейшей судьбе этого иконостаса имеются указания в найденном архивном деле 1809 года за № 28930 на 1 листе. Вот что в этом деле говорится об иконостасе. „В оной (Всехсвятской церкви), с нарушения епархии Переславской, службы не бывает; ибо прошлаго 1796 г., по указу февраля 28 дня Преосвященный Виктор, Епископ бывший Суздальский и Владимирский, из той церкви иконостас, по завидной его новой фигуре, чистой отделке и драгоценности, со всеми дверьми и лампадами взял в Суздальскую домовую свою церковь, а по несовместимости продал в Кузьминский монастырь». Итак, только благодаря указаниям, сохранившимся в архиве, исчезнувший из Всехсвятской церкви иконостас найден в Кузьмине монастыре.

Был построен новый теплый каменный храм во имя Всемилостивого Спаса, Нерукотворенного его Образа (взамен ветхого деревянного), который был снабжён всей необходимой церковной утварью, игуменские каменные келии, полностью обновлено иконное убранство обители. Был построен нижний этаж корпуса, в котором разместились настоятельские и братские келии.
В 1833 г. с южной стороны в трапезе устроен придел во имя святителя Митрофана.
Церковь Спаса Нерукотворенного Образа – теплая, каменная, об одной главе, во 2-м этаже престол во имя Нерукотворенного образа, внизу кладовое помещение. Вышиной церковь 5 саж., длиной 8 саж., шириной 4 саж. Окна в ней обыкновенные, в два света, числом 17, с закладными рамами. Свод и стены штукатурены. В трапезе накатник и стены такие же, пол деревянный; 2 печи – из простого изразца и железная.
Закрыта в 1920-х гг., в 1930-1950-х гг. занята райисполкомом Небыловского района. В 1980-х гг. отреставрирована, использовалась вместе с кельями как музыкальная школа. В 1990-х гг. возвращена верующим.

В Козьмине монастыре хранилось напрестольное Евангелие с следующей собственноручно сделанной надписью Святителя Митрофана: «Лета 7174 (1666) году Марта 25-го дня выменено сие Евангелие Володимирского уезду Пречистые Богородицы и Преподобнаго отца нашего Козьмы Яхринского Чудотворца при Игумене Митрофане, что взятъ изъ Золотниковские пустыни, а выменилъ на казенные денги». Евангелие это печатаное при Царе Алексие Михайловиче в 1663 году, обложено красным бархатом. На верхней доске в середине изображен Иисус Христос сидящий на престоле, по углам Евангелисты; все они медные чеканной работы, вызолоченные.

Справа Никольская церковь, слева Спасская, в центре Святые Ворота монастыря

Спасская трапезная церковь с келейным корпусом

Спасская трапезная церковь

Алтарная апсида Спасской церкви

Икона «Иисус Христос» над входом в Спасскую церковь

Справа Спасская церковь, слева Успенский собор

В 1684 г. Космин монастырь был передан в ведение Патриаршего дома.

Следствие о приездах царицы в патриарший приписной Кузмин монастырь

В 1720-м году дьяку Тайной Канцелярии Тимофею Палехину, именным указом, присланным из С.-Петербурга, из Тайной Канцелярии, велено было ехать во Владимир и в Суздаль для проведения .
Казначей Иоасаф Федотов показал, что о приездах царицы ничего не знает и не слыхал, так как он в монастыре недавно, «а игумен того Кузмина монастыря Григорий живет в том монастыре года с четыре, и поехал в нынешнем 720 году в сентябре месяце в Москву для монастырских своих нужд». Это же подтвердили и остальные монахи, прибавив, что с игуменом же уехал в Москву и иеродиакон Серафим. Из монахов 4-ро (игуменский отец Маркел Феофанов, иеродиакон Сергей Никитин, будильщик Киприян Михайлов, житенный Феодосий Тимофеев) показали, что они живут в монастыре недавно и о приездах царицы ничего не знают и не слыхали.
Остальные монахи, именно: иеромонах Иосиф Федоров, иеромонах Митрофан Михайлов, уставщик Модест Васильев, клиросный Яков Игнатьев, гробовой Сосипатр Иванов, пономарь Артемий Степанов, конюший Рафаил Иванов, Моисей Иванов, Иларион Моисеев, Кирилл Тимофеев, Антоний Иванов, Яков Киприянов, Лаврентий Кирилов, подкеларщик Геронтий Мартынов, чашник Пафнутий Васильев, Исаия Онуфриев, Кирилл Онуфриев, Игнатий Степанов, Иов Прокофьев, показали:
Царица приезжала в монастырь дважды, погодно летним временем; в первый раз была при бывшем игумене Симоне, тому лет 6, а в другой раз при нынешнем игумене Григории Максимове, тому года с 3; по приезде останавливалась в первый раз в братских монашеских деревянных кельях, которые близ соборной церкви, а в другой раз в игуменских каменных кельях, а игумен на это время переходил в келью казначея Лаврентия, который ныне в том монастыре простым монахом; ночевала царица по одной ночи и бывала в соборной церкви, «а что в той церкви отправляла, и какое действо чинила, того они не ведают, потому что они монахи в то время в церкви не были, и из келий им выходить не велели, а оные-де игумены как бывший, так и нынешний в то время в соборной церкви не были-ж, а были в кельях своих, только де в то число они бывали с теми игуменами у литургии в особой церкви, и по совершении той литургии расходились в свои кельи». В соборной церкви службу отправлял при царице приезжий с нею поп Гаврило Федоров. С царицею были старицы и служители, имен их, число и чинов не знают. В оба приезда царица кормила монахов в трапезе, «а кормили их служители ея», при чем игумены оставались в своих кельях и в трапезе не бывали; а после обеда, при выходе из трапезной кормившие монахов служители приказывали им кланяться царице «против келий» по трижды в землю, и они ей кланялись, а в лицо царицу не видали; при отъездах ее, оба раза, игумены с монахами выходили из своих келий и провожали ее за монастырь и сзади кареты кланялись ей по трижды в землю и затем возвращались в монастырь, «а провожали ее спроста, а не в такую силу, чтоб ее почитать сущею царицею». Подаяния от царицы в монастырь никакого не было, а давали только вместо милостыни по гривне на брата.
«И по отъезде-де ее бывшей царицы на эктениях и на молитвах царицею не поминали, и приказа от нее такого, чтоб ее поминать царицею не было, а что она была пострижена, того они не ведают, и ни от кого не слыхали».
Опять пришлось Палехину писать в Москву к преосвященному Игнатию, митрополиту Сарскому и Подонскому, о сыске игумена Григория и о держании его под караулом до указа «чтоб он куда не скрылся».
«В тех местах подходили к ней бывшей царице Кузьмина монастыря бывший игумен Симеон в другой приезд с хлебом, и был перед нею бывшею царицею, и отпущен он из той кельи вскоре, а в первый приезд перед нею бывшею царицею он игумен не был. Да того ж монастыря игумен Григорий к ней бывшей царице подходил же с хлебом и с рыбою, о чем показал Покровского монастыря слуга Григорий Стахеев, и перед нею бывшею царицею был, а у руки ее не был; и тогож часу из келий отошел; и того монастыря монахов за трапезою кармливали, и деньгами делили, и после обеда к кельям и на отъезд ее из монастыря перед каретою кланялись ей по трижды в землю».

Кирпичная надвратная церковь Николая Чудотворца построена в 1694 г. над северными воротами монастыря и позже перестраивавшаяся. Одноглавый четверик с декором в духе барокко, с алтарем и примыкающим к нему с запада корпусом келий. Под церковью было кладовое помещение.
С 1930-х гг. использовалась в гражданских целях. Отреставрирована в 1980-1990-х гг.

Церковь Николая Чудотворца

Икона «Богоматерь Владимирская» в нише южной стены Никольской церкви

Икона «Сергий Радонежский» над входом в Никольскую церковь

Храмовая мозаичная икона на апсиде Никольской церкви

На берегу реки Яхромы, где били родники, в свое время был вырыт пруд и оборудована купальня. В купальню с деревянными полами вели сходни, часть дна засыпали песком. Монахи разрешали купаться в нем и селянам, и паломникам. От монастыря к чистому пруду шла булыжная дорожка. Сейчас пруд обмелел и зарос.

С разрешения Владимирского Епархиального Начальства 23 декабря 1864 года открыто в Козьмине монастыре училище , для распространения грамотности между молодым крестьянским поколением.
1870 г. «В настоящее время, по своим угодьям и доходам, Космин монастырь надобно причислить к бедным обителям Владимирской епархии. Память о нем, в не очень давнее время, исчезла было даже у окрестных жителей, которые, как передавал нам нынешний Игумен монастыря о. Наум, стали величать его монастыркой, и только благодаря стараниям, опытности и даже личным пожертвованиям о. Игумена Наума монастырь в последнее время обстроился и благоукрасился. Самое же лучшее украшение монастыря, которое мы в нем встретили – это училище в монастыре для окрестных, крестьянских мальчиков. Училище заведено при монастыре в 1863 году настоящим Игуменом о. Наумом, и с тех пор по настоящее время, в нем обучается закону Божию, грамоте, письму и арифметике до 40 мальчиков, исключая летнего времени, на которое в училище остается до 15 учеников, а остальные, хотя и малолетки, по местному окрестных жителей промыслу пастушескому, расходятся с отцами, братьями и дядями на свой промысел. В училище есть очень порядочная библиотека, основание которой в 1864 году положено состоящим пи Императорском Вольном Экономическом Обществе Комитетом Грамотности, приславшем в монастырское училище 160 учебных книг разного содержания. В 1864 году училище при бедном Космине монастыре сделалось официальным, а к 1870-му году имело 49 учеников, умеющих читать по-русски и по-славянски, писать, знающих цифры и некоторые действия из арифметики и св. историю.
Кто не скажет за это «спасибо» Космину монастырю, и кто не пожелает, чтобы и другие наши монастыри, особенно не бедные, позаботились завести у себя училища, тем более, что, как мы слышали во Владимире, к этому давно уже побуждает их Епархиальное Начальство. С этим желанием мы уехали из Космина монастыря.
С-кий» («Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть. № 5, 1 марта, 1870 г.).

После революции, в 1918 г., часть послушников покинула монастырь.
В 1923 г. монастырь был закрыт. Ограду монастыря разобрали на кирпич.

Собор Успения Пресвятой Богородицы был закрыт не позже 1930-х гг., использовался как клуб, столовая.

После образования в 1935 г. Небыловского района в монастыре размещались различные организации. В Никольском храме находились госбанк, сберкасса, отделение милиции и КПЗ. В Спасском – райисполком. В келейном корпусе – ветеринарный пункт, родильный дом, больница и детский сад, затем – библиотека. В Успенском соборе был открыт клуб, позднее хлебопекарня и столовая. Монастырское кладбище уничтожено и на этом месте возведены дома с огородами и садами. Была разрушена колокольня и уничтожены главы храмов.
К 1963 году, когда был упразднен Небыловский район, монастырский комплекс был настолько приведен к гражданскому виду, что казалось невозможным восстановить его первоначальную красоту. Но монастырский комплекс привлек внимание органов охраны памятников культуры, и в начале 1980 х годов был отреставрирован Успенский собор.

На основании Указа Президента от 20 февраля 1995 г. монастырь получил статус памятника федерального значения.
В 1996 г. храмы и здания бывшего монастыря были возвращены Церкви.
Распоряжением Министерства культуры от 9 июня 1997 года монастырь передан Владимирской епархии Московского патриархата Русской Православной церкви и является действующим монастырем.
Религиозная Организация «Свято-Успенский Космин Мужской Монастырь села Небылое Юрьев-Польского района Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» действует с 29 декабря 1999 г.
Была выстроена новая колокольня.

Колокольня Успенского собора

В 2004 — 2005 гг. были произведены основные восстановительные работы.

Монастырский колодец

Монастырская ограда монастыря

Вид на монастырь с плотины на реке Яхрома

Монастырское начальство: игумен Серафим (Котенев Борис Валериевич).
Насельников монастыря 12 человек, из них 2 иеромонаха, 1 иеродиакон. Братия начинает день с утренних молитв и богослужения, трудится по благоустройству монастыря, в кельях вычитывают Правила и Псалтирь за живых и умерших и заканчивают день вечерней общей молитвой с чином прощения. Есть подсобное небольшое хозяйство, гостиница для паломников.

Святыни монастыря :
— иконы XVII — XVIII вв.,
— частицы мощей свт. Митрофана Воронежского,
— частицы мощей 12 Оптинских старцев,
— прп. Алексия, Зосимовского чудотворца,
— прп. Германа Зосимовского, Владимирского чудотворца.
В XVII-XX вв. в храме хранились чудотворная икона Успения и Яхромская икона Богоматери и мощи прп. Космы Яхромского (+1513).

Праздники :
14/27 окт. — Яхромской иконы Божией Матери;
18 февр./З марта — прп. Космы Яхромского (18 февр./2 марта — в високосный год).

К монастырю приписаны 4 окрестных приходских храма, при одном из которых по благоволению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) предлагается устроить Православный центр реабилитации для лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Родник «Источник преподобного Косьмы Яхромского»

Купальня недалеко от Космина Яхромского монастыре в селе Небылое

Надкладезная часовня недалеко от Космина Яхромского монастыре в селе Небылое

Богородице-Рождественское подворье Свято-Успенского Косьмо-Яхромского монастыря

Богородице-Рождественский Храм

Подворье организовано при Богородице-Рождественском Храме села Федосьино Юрьев-Польского района силами братии Свято-Успенского Космина Яхромского мужского монастыря во главе с настоятелем игуменом Серафимом (Котеневым). Наместником Подворья назначен иеромонах Арсений (Железнов).
См. .
.
.

С. Новое.
с. Турабьево.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Свято-Успенский Космо-Яхромский мужской монастырь находится в 40 км от Владимира, в старинном русском селе Небылое. Временем основания монастыря принято считать конец XV века (между 1482/1483 и 1493/1494 годами), хотя по некоторым источникам монастырь существовал уже в третьей четверти XV века.

По преданию, монастырь был основан преподобным Космой Яхромским. Инок Косма (мирское имя его неизвестно) был сыном «боярина», жившего в «пределах владимирских». Видимо, из-за недостатка материальных средств этого обедневшего «боярина», отрок был отдан на воспитание «соседу-помещику». Будущий инок путешествовал с искавшим исцеления от болезни «господином-боярином» по городам и весям. Однажды летним днем во время отдыха на берегу речки Яхрени отроку явилась на дереве икона Богородицы. Благодаря этому чудесному явлению господин получил исцеление. По повелению Божией Матери он ушел в Киево-Печерскую лавру, где принял постриг.

Через некоторое время он возвратился в родные края и на месте явления ему иконы, в безлюдном тогда урочище Шахматицы основал монастырь в честь ее Успения, а явленную ему икону поставил в монастырь. Чудесно явленный образ Пресвятой Богородицы почитался в монастыре в двух иконах — Успение и «Яхромская (Шахматица)». После кончины Преподобного в обитель стали стекаться паломники, получавшие у мощей святого Космы исцеления и утешения. В 1665 году игуменом монастыря стал иеромонах Митрофан, будущий святой епископ Воронежский. Именно в Космине монастыре прославленный архипастырь начал приобретать духовную зрелость, опыт окормления братии, что делает обитель привлекательной для почитателей Воронежского чудотворца.

В советское время монастырь не избежал участи множества монастырей и храмов. В Никольском храме находились госбанк, сберкасса, отделение милиции, КПЗ. В Спасском — райисполком. В Успенском — склад. В келейном корпусе — ветеринарный пункт, родильный дом, больница, детский сад, потом -столовая и пекарня. По рассказам местных жителей, столовая вечерами превращалась в кабак. Старики вспоминают, как в 1936 году снимали и.разбивали колокола- «. Разбивали их: небыловские мужики. Колокол большой стопудовый ухал, а люди стояли и плакали. » Позже была разрушена и сама колокольня. были снесены главы, венчавшие храмы.

В 1992 году Никольский храм первым был передан Русской Православной Церкви. В то время на храме не было главы с крестом, а в других монастырских зданиях праздновали новоселье музыкальная школа и библиотека. В последние годы в обители ведутся восстановительные работы. Храмы увенчались святыми крестами, возведена колокольня.

Но это только начало большого и трудного дела, которое может успешно совершаться только при поддержке неравнодушных к своему Отечеству и национальным святыням добрых сердцем россиян. Нужно восстановить Успенский храм (XVII в.), возвести монастырскую ограду, благоустроить территорию. Также к монастырю приписаны четыре окрестных приходских разрушенных и обезображенных храма, при одном из которых, по благословению епископа Владимирского и Суздальского Евлогия, предполагается устроить Православный Центр Социальной Реабилитации для лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Святыни монастыря: иконы XVII — XVIII вв., частицы мощей свт. Митрофана Воронежского, частицы мощей 12 Оптинских старцев, прп. Алексия, Зосимовского чудотворца, прп. Германа Зосимовского, Владимирского чудотворца.

Адрес: 601810, Владимирская область, Юрьев-Польский район, село Небылое, Свято-Успенский Космин монастырь

Телефон: +7 (492 46) 5 41 55

Как добраться: на общественном транспорте из Москвы до Владимира электропоездом или коммерческим автобусом (отправляется по заполнении) с Курского вокзала, далее рейсовым автобусом в направлении на Юрьев-Польской до села Небылое, 40 км. Возможен проезд из Юрьева-Польского рейсовым автобусом в направлении Владимира, 25 км.

На личном транспорте от Владимира по трассе А74 Владимир-Юрьев-Польский

Координаты: N56° 21.759″ E39° 59.901″

Жертвователям Банковские реквизиты:
филиал «Ополье» ЗАО «Республиканский Банк» г. Владимир
БИК 041708764
ИНН 3326002552
КПП 332601001
р/с 40703810600010001156
к/с 30101810100000000764