Home Дела домашние Вологодская областная детская библиотека. Дорогой ВОВ: лучшие страницы военной поэзии вологжан Вологодское кружево: прошлое, настоящее, будущее

Вологодская областная детская библиотека. Дорогой ВОВ: лучшие страницы военной поэзии вологжан Вологодское кружево: прошлое, настоящее, будущее

by admin

«Путешествие в мир математики» – Найдём сумму чисел. Прибавить к числу А число В – значит изменить число А на число В. При прибавлении нуля число не изменяется. Отплытие. Остров « Закрепика». Найдём сумму. Решите задание с помощью координатной прямой (или термометра). Остров « Умейка». Урок – путешествие «По островам математики». Остров « Вспоминайка».

«Параллельный перенос и поворот» – Движение. Поворот. Симметрия относительно прямой. Практическое задание. Построить точку А1, симметричную точке А относительно прямой. 45° против часовой стрелки. Преобразование одной фигуры в другую, Виды движения. Проверка. Симметрия относительно точки Симметрия относительно прямой Поворот Параллельный перенос.

«Christmas traditions» – Christmas Cookies. Vocabulary to the text. Фонетическая разминка. Christmas Traditions. Jingle bells. Christmas food. What does Christmas mean to you. Why do people celebrate Christmas. What do you know about Christmas. Christmas Associations. Vocabulary to Dialogues. Christmas cake.

«Международный день семьи» – Будем обмениваться информацией по теме Будем кратко фиксировать информацию. В России учреждён в 1998 году указом Президента России Б.Н. Ельциным. Принято дарить подарки, танцевать вокруг новогодней ёлки. Главные результаты праздника: Семейные праздники. Яблоко от яблони недалеко падает. Встреча Нового года.

«Печень» – Строение печени. Региональная спецификация энтодермы. Доли состоят из мелких структурных единиц – долек. Дифференцировка гепатоцитов и холангиоцитов (клеток желчных протоков). Печень. Сегментарное строение печени. Роль факторов транскрипции в гепатогенезе. Гепатоциты объединяются в слои толщиной в одну клетку – т.н. печеночные пластинки.

«Физика света» – Ход лучей в телескопе. Сферические зеркала. Угол отражения равен углу падения. Первый зеркальный телескоп построил Ньютон в 1671-1672гг. Солнечное затмение объясняется прямолинейным распространением света. Лупа даёт увеличенное, мнимое изображение. Оптические иллюзии. Проекционный аппарат. Полное отражение света.

Всего в теме 23687 презентаций

Цель урока: ознакомление с военной биографией поэтов-вологжан, с поэзией Великой Отечественной войны
Задачи урока:
– заслушать краткие сведения из военной биографии поэтов -вологжан;
– читать и слушать стихотворения вологодских поэтов, посвящённых Великой Отечественной войне;
– определить особое место военной поэзии в русской культуре;
– ознакомить учащихся с военным поэтическим творчеством С. Орлова, А.Яшина, М.Сопина, С.Викулова, В.Багрецовой;
– проиллюстрировать стихи поэтов – вологжан;
– развивать умение слушать и делать выводы, навыки работы с текстом, анализ стихов;
– воспитывать умение правильно выражать свои мысли в устной форме, а также выступать перед аудиторией;
– воспитывать патриотические чувства.
Тип урока: урок – путешествие
Используемые приёмы, методы, технологии: эмоциональное слово учителя, просмотр видеоролика и медиапрезентации, прослушивание военной песни, аналитическая беседа, викторина по биографии поэта, выборочный лингвистический анализ поэтического текста, чтение стихов наизусть
Техническая оснащённость урока: компьютер, мультимедиа-проектор
Оборудование: выставка поэтических сборников вологжан, сборников стихов о Великой Отечественной войне, цветы и подсвечник со свечами (на отдельном столе у доски ), эпиграф (строки из стихотворения А.Ахматовой ), изображение «дороги военной поэзии» (в начале пути – разруха; по всей длине- яркие крупные точки, изображающие отдельные имена поэтов; в конце пути- победный салют) (на доске), таблички с именами поэтов (Сергей Орлов, Александр Яшин, Михаил Сопин, Сергей Викулов, Вера Багрецова), костюмы для инсценировки стихотворения, рабочие листы с текстами стихов (у каждого ученика на парте ), медиапрезентация «Дорогою Отечественной войны», аудиозапись песни «Эх, дороги», видеоролик «Победа».
Прогнозируемый результат: в ходе урока произойдёт ознакомление с поэзией вологжан о Великой Отечественной войны, будет сформировано представление об отражении темы войны на примере ярких поэтических произведений авторов военной и послевоенной поры, произойдёт эмоциональный отклик в сердцах учащихся, усовершенствуются навыки связной речи и работы с поэтическим текстом, а также умение слушать, будет доказана значимость военной поэзии.
Организационный момент
(слайд 1- заставка; звучит военная мелодия «Эх, дороги»)
– Здравствуйте. Садитесь.
(учитель читает стихотворение)
Война. Победа. Память…-
Вот три святейших слова.
Они навеки с нами.
Твердим их снова, снова.
Окопы, кровь, гранаты,
Свист пуль, шум без конца…
Навек теряем брата, и мужа, и отца.
Война, победа, память…
Как страшно умирать,
Ещё бы побуянить,
Шутить, любить, мечтать.
Так хочется увидеть
Жену, сестрёнку, мать…
Война… Победу, память
Не сможешь ты отнять.
2. Сообщение темы и целей урока
– Это стихотворение я написала как своеобразное вступление к сегодняшнему уроку. Думаю, из него становится ясно, о чём пойдёт речь сегодня.
– О чём же? (о войне)
(слайд 2 – Ахматова,эпиграф)
– Обратите внимание на эпиграф к уроку:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова –
Но мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
А. Ахматова
– Как вы думаете, в чём заключается смысл эпиграфа?
(в том, что память о погибших на войне солдатах останется жить не только в наших сердцах, но и в русском слове, поэзии, в том числе и стихах вологодских поэтов)
– Итак, тема нашего урока «Дорогою Великой Отечественной войны: лучшие страницы военной поэзии вологжан»
(слайд 3 дорога- Тема урока)
Слово «дорога» в теме заявлено не случайно.
Мы, действительно, сегодня будем проходить по дороге военного творчества поэтов Вологодской области. И урок наш пройдёт в форме путешествия.
– Обратите внимание на эту дорогу. Всё здесь со смыслом. В начале пути – разруха, тёмные тона, в конце – яркий салют и тона светлые. Яркие крупные точки на дороге – это имена поэтов – вологжан, со стихами которых вам предстоит ознакомиться сегодня, а также узнать краткие сведения о военной судьбе этих авторов.
– На столах у вас рабочие листы с изображением такой же дороги. По ходу урока вы будете работать с ними.
– А теперь попробуйте самостоятельно определить цель нашего урока
(- познакомиться со стихами о Великой Отечественной войны поэтов – вологжан,
– сформировать представление об отражении войны в поэтических произведениях,
– получить краткие сведения о военных страницах биографии вологодских поэтов)
Молодцы!
Песня «Эх, дороги»
(слайд 4 – ход войны)
Перед тем, как окунуться в поэзию военных лет, давайте вспомним основные страницы истории Великой Отечественной войны:
22 июня1941 год – начало войны (фашистская Германия вероломно напала на СССР. В ходе первых месяцев войны враг проник глубоко внутрь нашей страны. Под угрозой оказалась столица.)
1943 год- Курская битва (переломный момент, после которого инициатива перешла в руки Красной Армии.)
16 апреля 1945года войска вошли в Берлин.
8 мая – капитуляция Германии.
Дополнительные сведения:
Погибло около 27 млн.человек;
Воинов вологжан – 167 тысяч человек
1215 писателей и поэтов ушло на фронт;
Более 400 из них погибли.
– Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как за годы войны.
– «Когда грохочут пушки, музы молчат», – гласит старинный афоризм. Но в годы Великой Отечественной войны голоса муз перекрывали грохот пушек. Так прежде всего звучали стихи военных лет.
– Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
(слайд 5 – Орлов Сергей Сергеевич 1921- 1977)
Итак, первое имя на «дороге военной поэзии вологжан»- Сергей Орлов
(Учащиеся записывают имя в рабочие листы, учитель размещает первую табличку на доске)
Орлов С.С.
Родился С.С.Орлов 22 августа 1921 года в селе Мегра Белозерского района Вологодской области (ныне затоплено) в семье сельских учителей.
По окончанию школы поступил в Петрозаводский университет на историко- филологический факультет. Закончен первый курс, когда началась война. Студенты университета вступили в истребительный батальон, учились стрелять, а через 3 недели уже сражались с наступавшими на Петрозаводск финнами. Взрывы, убитые, первое ранение.
Военком, выслушав рассказ о положении на том участке фронта, предложил Орлову на выбор два рода войск – танки и авиацию. С. Орлов выбрал первое и стал танкистом . Затем направлен в Челябинск в танковую школу, по окончании её в звании лейтенанта он- командир экипажа тяжёлого танка «КВ» (Клим Ворошилов) на на Ленинградсом и Волховском фронтах. Первым боем, из которого не вернулись многие его товарищи, была Карбусель. Позже попадание вражеского снаряда в его машину – и экипаж, не имея связи с полком, вёл ремонт на виду позиций врага, 2 недели не вылезая из машины. А домой были посланы похоронки. На фррнте Орлов дважды горел в танке. В боях за Новгород получил сразу 3 ранения: в ногу, руку, грудь. Последний осколок шёл прямо в сердце, но …помешала медаль «За оборону Ленинграда». Комсомольский билет был пробит, медаль изуродована, а осколок застрял между гимнастёркой и грудью.
Фронтовой путь закончился госпиталем, операциями по пересадке кожи на лице, борьбой врачей за зрение и непоправимым увечье правой руки. Был демобилизован по ранению. День Победы встретил на родине, на Белом озере.
В 1946 году -вышла первая книга стихотворений о войне «Третья скорость», а затем ещё более 30 сборников. Например, «Свидетели живые», «Наедине с собой», «Заря и дым»
Война долго оставалась для поэта С.Орлова ведущей темой. С.С.Орлов – лауреат Государственной премии РСФСР. В Белозерске установлен памятник поэту, в его родной школе создан народный музей.
Давайтевспомним факты из биографии, отвечая на вопросы викторины.
Викторина
1) Место рождения поэта? (Село Мегра, Белозерского района, Вологодской области)
2) Кем были его родители?(сельские учителя)
3) Куда поступает учиться Орлов по окончанию средней школы? (в Петрозаводский университет, историко-филологический факультет)
4) 1941год. Закончен 1 курс. Какие на выбор два рода войск предлагает военком Орлову? (танки и авиация)
5) Что выбрал С.Орлов? (стал танкистом)
6) На каких фронтах воевал? (Волховском и Ленинградском)
7) Командиром экипажа какого танка был С.Орлов?(«Клим Ворошилов»- «КВ»)
8) В боях за какой город получил сразу 3 ранения? (Новгород)
9) Какая медаль спасла от смерти («За освобождение Ленинграда»)
10) Самые известные стихи С. Орлова о ВОВ («Его зарыли в шар земной», «Вот человек- он искалечен», «Не умру», «Назови меня именем светлым»и др.)
– За год до окончания войны Сергей Орлов написал своё знаменитое стихотворение
№ 1 «Его зарыли в шар земной …» Чтение наизусть учеником
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля –
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжёлые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей. 1944
– На столах у вас – тексты стихотворений. Давайте поработаем с первым№1
Анализ:
– В чём заключается идея стихотворения?
(Строки о солдате, зарытом в земном шаре, как в мавзолее, останутся жить до тех пор, пока на нашей планете человек вынужден будет носить оружие, чтобы защищать свой дом, свою семью, родину, свободу)
И как память о великой войне, о великих потерях и великих подвигах «орловские строки» будут жить долго, пока стоит Россия.
– Кто главный герой стихотворения?
(В стихах Орлова, в том числе и этом, главный герой – солдат «простой, без званий и наград».
Прах миллионов солдат покоится в земле, им защитникам добра и человечности стала земля мавзолеем)
Как вы понимаете значение слова «Мавзолей», обратимся к словарю Ожегова.
(Мавзолей – это большое надгробное мемориальное сооружение)
– Как вы считаете, какой образ нарисовал Орлов в тексте – индивидуальный, конкретный или обобщённый образ русского солдата?
Показан обобщённый монументальный образ солдата, победившего фашизм)
– Какие художественные приёмы использует поэт, когда говорит «ему, как мавзолей земля на миллион веков» (сравнение и гипербола)
– Найдите приём олицетворения.
(Олицетворение(частный случай метафоры) – перенесение признаков с живого существа на неодушевлённые предметы)
Тучи спят,
ветра разбег берут)
– Как называется художественный приём, где повторяются одинаковые согласные звуки или звукосочетания?
(Аллитерация)
Найдите этот приём.
Грома тяжёлые гремят,
Ветра разбег берут
– Зачем? С какой целью?(для накала эмоций, для усиления фундаментальности, выразительности художественной речи)
– Какой рифмовкой написано данное стихотворение?
а
б
а – перекрёстная
б
– Какая рифма используется? (последний слог ударный – мужская рифма)
– Каким стихотворным ритмом написано? (двухстопным ямбом)
– Отправляемся к следующему пункту на дороге.
– Ребята, постарайтесь вспомнить и сказать, о творчестве какого поэта мы будем говорить.
1. Он жил войною,
Работал на войне-
Словом политработника
Пером журналиста
Пером поэта…
2. Его псевдоним мы все знаем, а настоящая фамилия поэта – Попов.
3. Во время войны был редактором краснофлотской газеты «Залп балтийцев»..
4. Не раз ходил в разведку вместе с матросами-пехотинцами, чтобы добыть ценные сведения о противнике.
5. 27 марта этого года будет отмечаться 100-летний юбилей
– И следующее имя на «дороге военной поэзии» – Александр Яшин
Занесите в свои путевые листы, (учитель размещает табличку)
(Слайд 6 Александр Яковлевич Яшин (1913-1968)
Приглашаю ребят для показа инсценированного стихотворения «Телеграмма», написанного А.Яшиным в 1942 году.
(Прибор – радиста, костюмы – тельняшка, бескозырка; ситцевое платье, платок; сумка почтальона, гимнастёрка.)
Телеграмма
Прямо с корабля, из-под огня
Посылает милый телеграммы;
«Помни тчк люби меня
зпт приезд не за горами»
Не успею разобрать одну
Посылает срочную другую:
«Жив здоров любимую жену
обнимаю зпт целую».
День вожусь и ночью не засну,
Над секретом голову ломаю:
Тчк. — наверно, про войну.
Зпт. — убей, не понимаю.
Почтальон, наверное, учен.
Прямо на квартиру прибегаю,
Говорю:
— Товарищ почтальон,
Телеграмму вот не понимаю!
Подаю последнюю ему,
Прочитал старик, промолвил:
— Фу-ты.
Ничего, молодка, не пойму,.
Телеграф, наверное, напутал.
Что целует — каждый разберет.
Зпт, по-моему, на запад.
Мол, на запад двинулись, вперед..-
Я — домой, давай ответ царапать.
Значит, устояли морячки,
Повернули изверга, погнали!
Даже почтальонские очки
Мне какими-то родными стали.
На большом на розовом листе
Написала молнию такую;
«Зпт любимый зпт
жду с победой скорою целую».
Спасибо!
1942
– О чём это стихотворения?
(В каждой семье ждали весточек с фронта, будь-то письмо, открытка, телеграмма. Полученное известие с корабля по телеграфу сообщало о том, что матрос жив, ждёт встречи, очень скучает.
А девушка не поняла сокращённых слов в телеграмме, но не замедлила дать ответную весточку, что любит и верит в скорую победу)
– В какой форме написано стихотворение? (в форме диалога- разговор нескольких лиц)
– Каких действующих лиц? (матрос, его жена, почтальон)
Каким стилем пользуется автор? (разговорным)
Докажите. (Диалог,обращения- молодка, товарищ почтальон; просторечные выражения, слова: убей не понимаю, фу-ты, царапать, погнали)
– Какой художественный приём используется очень заманчиво? (аллитерация – повторяющиеся звукосочетания)
– Какие звуки сходны? Зпт- запад
– Что значит на запад двинулись? (погнали врага)1942 год так всем хотелось, чтобы советские войска перешли в наступление)
– Какова главная мысль? (вера в любовь и вера в скорую Победу)
Индивидуальное задание мальчикам: составить кластер о жене девочкам: продумать синквейн о матросе.
Кластер
(общественное) Жена (личное)
– верящая в победу заботливая
– поднимающая дух солдата призывом любимая
воодушевляющая словомтрепетная
настойчивая
верная
Синквейн
Матрос
1. воин-защитник, муж
2. смелый, решительный, заботливый, любящий
3. воюет, бьёт врага, любит, сообщает о себе
4. освобождение Родины, забота о близких
– Итак, наш путь продолжается, следующее имя на дороге военной поэзии Михаил Сопин.
Учащиеся записывают, учитель прикрепляет карточку
Слайд 7 – Михаил Николаевич Сопин (1931-2004)
(Обратимся к рабочим листам, запишите фамилию)
Краткие строки из военной биографии поэта.(доклад ученика)
Михаил Николаевич Сопин родился в 1931 году, в семье военных, где высоко ценилось чувство патриотизма и долга. Его родина курские земли, но главные свои книги он написал на земле вологодской. Михаилу было 10 лет, когда началась война. Мальчишку с детства учили брать на себя ответственность. Не случайно в 42-ом бабушка посылала 11-летнего внука выводить из Харьковского «котла» советских солдат, хотя не могла не понимать, чем рисковала. После освобождения Харькова Михаил продвигался с нашими войсками в сторону германской столицы. В 14 лет встретил в Берлине День Победы. Он мог погибнуть, но «судьба исчезнуть не дала».
Прошагал я с войной полстраны
Пол-России прошёл по этапу…
После войны за все недетские страдания и муки Сопин был отправлен в лагерь.
Я был не по своей вине
Живой мишенью мёртвых пашен:
4 года на войне.
Полвека без вести пропавшим…
«Пацан-солдат, бездомник, тать. По каторжным и беженским дорогам пройдя, я мог на Родину роптать…» Нет, стихи его не ропот – это крик души.
Для Михаила Сопина, прошедшего войну, «душа, как почта полевая, и боль к ней идёт со всей России». Поэт не может мириться с несправедливостью власти, потерей солдатских жизней в мирное время.
Нету на земле таких идей,
Чтоб ради них губить своих людей.
Помни, твоё имя – человек.
Не ссылайся на жестокий век…
Сопин всегда оставался защитником человека в погонах, того кто умирает по приказу. Ему нравились люди мужественные, с активной жизненной позицией. Таким был и он сам.
Стихи М.Сопина печатались в местных газетах « Вологодский комсомолец», «Красный север».В сборнике стихов «Спелый дождь» в нём пробудился маленький солдат 41 года. В стихах нет описания раннего детства, это не значит, что не осталось довоенных впечатлений. Просто 1941 год наложил такой отпечаток в душе, что поэт обозначает другую дату своего рождения.
«Я рождаюсь вот здесь в 41»
– Стихотворение «Дым над осенью» (из сборника «Спелый дождь») вы анализировали, составляли вопросы, делали иллюстрации к эпизодам. Давайте ещё раз прослушаем стихотворение и поговорим о нём.
Дым над осенью…
Дым над осенью
Резкий и синий.
Едкой гарью
Октябрь напоён.
Дым. И дождь
По военной России,
Проникающий в сердце моё.
Дождь:
По горьким солдатским усмешкам,
По глазам,
По стальному стволу.
Догорают избы головешки.
А над полем – кувшин на колу.
Кони. Кони.
Блестят, как тюлени.
Где-то справа машины гудят.
Прикрываю руками колени,
Меж лопаток –
Мурашки дождя.
И не знаю, зачем,
Но запомню:
Что-то слышно
В недальней пальбе.
Что-то думают мокрые кони
О своей
И о нашей судьбе.
Начинается новая эра,
Отсекая дороги назад.
Я рождаюсь вот здесь,
В сорок первом,
Мёртвым сверстникам
Глядя в глаза.
Анализ стихотворения
1. Тема стихотворения
(Начало войны – октябрь 1941года глазами подростка)
2. Какова главная мысль стихотворения?
(Война лишила детства многих мальчишек и девчонок. Они повзрослели до срока. Михаилу было10 лет, когда началась война.
1941 -разделил детство на две половины – детство и взрослая жизнь. События начала войны произвёли на юношу неизгладимое впечатление, как будто всё ,что было до этого не существовало. Впечатались в память ужасы начала военных действий 1941 и смерть сверстников.)
3. Как вы думаете, из скольких частей состоит стихотворение?
(из 2-х. 1- описывается страшная осень 41 года, 2-этой осенью детство закончилось, началась новая эра. Именно в этот 1941 год будто вновь рождается человек, но уже с другим мировоззрением, повзрослевший внезапно, понимая, что многие его сверстники уже мертвы, а они бы могли жить, мечтать, любить).
4. Какие картины описывает поэт, вспоминая октябрь 41 года?
Дым – гарь- догорают избы, кувшин на колу
Дождь нудный, холодный, проникающий всюду (люди, кони, орудия)
Кони – разбежались от бомбёжки, пальбы.
Мальчишка- сжался в комок, прикрыл руками колени.
Погибшие подростки-сверстники
(Иллюстрации на доске)
Посмотрите на иллюстрации к данному стихотворению, выполненные нашими девочками
1) Какие эпизоды запечатлены на рисунках?
– Догорающая изба, кувшин на колу, мальчишка – подросток, прикрывающий колени, кони в поле, где рытвины от снарядов, бомбёжки, убитые дети.
5. Что автор хотел сказать, употребляя несколько раз слово «дождь» ? (на лицах солдат, на орудиях, кони мокрые)
(«Дождь по военной России, проникающий в сердце моё» – В стране беда, война, а дождь, как символ, горькой слезы, печали. Дождь обречённости, неизвестности, что ждёт впереди, какова судьба страны, его -ребёнка.
Всё это проходит через сердце мальчишки, и не даёт расслабляться, заставляет быть сильным и взрослым, быть уже не ребёнком в свои 10 лет, потому что повсюду горе, смерть, потери.)
6. Как вы понимаете название стихотворения «Дым над осенью»?
(Над страной нависла беда, идёт война.
И природа, и состояние человека пронизано грустью скорбящей, непреодолимой безысходностью.)
7. Какой цвет этого стихотворения?
Тёмные тона-(Серо-чёрный, тёмно – синий, пасмурно, хмуро, дождливо, синий дым, головешки изб- чёрные, мокрые кони блестят от дождя, машины серо-чёрные-цвет стали,)
Обратите внимание на цвет рисунков
8. Какой запах можно по чувствовать?
(Едкий запах гари, резкий запах дыма, запах орудийных залпов- от недавней пальбы, запах холодной дождливой мерзкой осенней погоды?)
9. Какие звуки вы услышали в стихотворении?
(Монотонный звук непрекращающегося дождя, где-то гудят машины, только- только закончилась пальба)
10. Композиция (размер, рифма)
Размер – анапест – (ударение на 3 слог),
Рифма-перекрёстная абба
11. Художественные средства выразительности.
Тропы:
– слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в переносном значении («октябрь напоён», «дождь,проникающий в сердце», «мурашки дождя»)
-сравнение («кони блестят, как тюлени»)
– гипербола(«начинается новая эра»)
– эпитеты (горькие усмешки солдат, синий дым)
Стилистические фигуры:
– анафора (единоначатие- повторение слов в начале фразы)
Дождь:
– по горьким солдатским усмешкам
– по глазам
– по стальному стволу
– инверсия (неправильный порядок слов)
Что-то слышно в недавней пальбе…
Что-то думают мокрые кони…
– Градация (постепенность) (дым, гарь, дождь по всей военной России)
Звуковые средства выразительности
– аллитерация (приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков)
Дождь, проникающий, усмешки, головёшки, кувшин, меж, мурашки, что-то /ш/
Короткие предложения показывают монотонность дождя.
Изобразительные возможности лексики
– Фразеологизм (отсекая дороги назад, т.е. не возвращаясь в прошлое)
12. Моё восприятие этого стихотворения.
Я переживаю вместе с этим мальчиком. Страшно очутиться в том времени. Война беспощадна.Она разрушает всё, созданное трудом в мирное время, убивает всё живое, не щадит ни взрослых, ни детей. Я восхищаюсь стойкости, смелости тех детей, которым было столько же лет, как нам сейчас. Детство и юность у них было не такое счастливое. Поэтому мы должны помнить об этой войне, чтоб она никогда не повторилась.
– Следующее имя на «дороге военной поэзии» – Сергей Викулов (1922-2006)
Слайд 8 Сергей Васильевич Викулов (1922-2006 )
(Учитель прикрепляет табличку на доске, учащиеся записывают имя на рабочем листке)
В 1940 году поступил в Военное училище в Севастополе, выпущен досрочно в звании лейтенанта в начале Великой Отечественной войны. Участвовал в боях под Москвой, в обороне Сталинграда, в освобождении от фашистов Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии. Был командиром взвода, затем помощником начальника штаба.
Им написано немало стихов о разведчиках, пехотинцах, моряках, об их славных заслугах и подвигах. Но каждому солдату легче было на фронте, если звучала задушевная или боевая, зовущая вперёд песня.
«Человеку холодно без песни,
На земле, открытой всем ветрам,- писал С.Орлов
– И в параллели давайте обратимся к стихотворениямэтих поэтов, посвящённым военным песням.
Стихотворение С. Викулова
«С песней боевой»
Нашу роту все солдаты
Узнают по песне боевой:
«…Перелески, перекаты-
Край родной».
Хорошо у нас выходит!
Мы сдружились с песней навсегда.
Если трудно станет нам в походе,-
Запоём-и горе – не беда!
Запоём-и сразу станут легче
Сапоги и автомат стальной.
Расправляет песня наши плечи,
Крылья вырастают за спиной.
С.Орлов
Песня – что-то вроде костра
Золотому огню сестра…
Соберёт она на привале
В тесный круг на лугу солдат
И, подвластная запевале,
Грянет в небо, гармони в лад.
Вот солдаты идут на песню,
Как на светлый огонь костра…
Никому у неё не тесно
Отогрели сердца, как и руки
И легко нам, и хорошо…
Пусть четыре года разлуки-
Мы, друзья, подождём ещё.
Пусть греметь на пути пожарам
И смертям не стихать…Пройдём!
Ведь поётся в песне недаром
О хорошей встрече потом…
1944
И не холодно до утра.
– О чём эти стихи? (о военной песне )
– Нужны были песни на фронте? (обязательно )
– Зачем нужны были песни на войне? (чтоб поднять дух солдат, придать уверенность своим силам, песня объединяла людей, давала возможность отдохнуть, вспомнить дом, близких, придавала уверенность в победе)
– Какие строчки это доказывают? (Расправляет песня наши плечи, крылья вырастают за спиной; отогрели сердца)
Сейчас вы прослушаете 2 песни, определите, какое стихотворение подходит каждой из них.
(звучат песня Льва Ошанина «Эх, дороги! – 2
песня Михаила Исаковского « Катюша» – 1)

“ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ”

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС для детей

Примечание. После просмотра материала, чтобы вернуться к ресурсу, необходимо нажать стрелочку назад в браузере, а не закрывать документ.

Предлагаем материал о наших земляках (а именно: о писателях и поэтах) в годы Великой Отечественной войны. Дайджест составлен на основе литературы, имеющейся в фондах ОДБ, и предназначен для читателей среднего и старшего школьного возраста.

: стихи о войне поэтов-вологжан для читателей младшего и среднего школьного возраста.

стихи о войне поэтов-вологжан д ля читателей среднего и старшего школьного возраста.

Вологодская земля дала более 150 Героев Советского Союза. Народ не забывает участников Гражданской, Советско-финской, Великой Отечественной, Японской и Корейской войн. В Вологде появились улицы имени воинов-героев: П.И. Беляева, М.И. Казакова, А.Ф. Клубова, И.С. Конева, С.А. Ловенецкого, Б.А. Образцова, А.К. Панкратова, Е.Н. Преображенского, В.Н. Прокатова, Н.И. Щетинина и В.М. Южакова. Боевые подвиги наших земляков – тех, кто закрывал своим телом амбразуры вражеских дотов и вызывал огонь на себя, тех, кто таранил фашистские самолеты и бросался со связкой гранат навстречу бронированным «тиграм», – бессмертны!

В разных обстоятельствах встретили советские люди начало Великой Отечественной войны. Но с первых дней жестоких испытаний они проявили такое мужество, выдержку и преданность Родине, которые и поныне изумляют мир. Вместе с мужчинами на линии фронта сражались и женщины. Они были: медиками, лётчиками, снайперами, связистами, разведчиками, шофёрами, топографами, репортерами, даже танкистами, артиллеристами и служили в пехоте. Активно участвовали в подполье и в партизанском движении.

Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для нашего народа. Победа ковалась не только на полях сражений, но и в тылу. Сложная задача выпала на долю медицинского персонала, работавшего в госпиталях и санитарных поездах.

В годы Великой Отечественной войны работа журналистов не прекращалась ни на минуту, ни при обороне Москвы, ни в блокадном Ленинграде, ни на других участках фронта. Фото- и радио репортёры, пишущие журналисты всегда находились на передовых участках, сидели вместе с бойцами в окопах, делили с ними все невзгоды, рисковали жизнью. На фронтах Великой Отечественной войны погибло около 1500 военных корреспондентов.
Не остались в стороне и журналисты старейшей общественно-политической вологодской областной газеты «Красный Север». Почти все они отправились на борьбу с врагом, но вернулись домой немногие. В вестибюле редакции висит мемориальная доска, на которой пе-речислены имена погибших красносеверцев: К. Бирюков, Л. Бровин, К. Зенков, В. Клячин, В. Кузнецов, А. Кутузов, Д. Рассказов, А. Хрулев, А. Шульгин.


Этот сборник посвящён 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Содержит материалы о вологодских художниках, жизнь и творчество которых были связаны с войной. Фамилии художников даны в алфавитном порядке. Предназначен для широкого круга читателей.

Материал посвящен нашим землякам, Героям Советского Союза, получившим это высокое звание за подвиги в годы Великой Отечественной войны.


Эта брошюра посвящена юным вологжанам, которые в годы Великой Отечественной войны несли боевую службу в регулярных частях и соединениях Красной Армии, в партизанских отрядах, самоотверженно, наравне со взрослыми трудились в тылу.
Материал предназначен для младшего и среднего школьного возраста.

Достойный вклад в победу над врагом внесли и наши земляки. Более 340 тысяч вологжан сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Высокого звания Героя Советского Союза удостоилось свыше 140 человек, десятки тысяч были награждены орденами и медалями.

В год 70-летия Победы обращение к художественным текстам о войне, составившим чуть ли не главный пласт русской литературы XX века, вызывает особый интерес, и возможность вписать в этот контекст творчество наших земляков естественным образом определила ход беседы.

Заведующий кафедрой литературы педагогического института ВоГУ акцентировал внимание собравшихся на периодизации военной художественной литературы, ее основных тематических линиях, после чего более подробно остановился на произведениях Сергея Орлова, Виктора Астафьева и Василия Белова.

Литература о войне прошла несколько этапов в своем развитии. Первый – это непосредственно годы Великой Отечественной, когда создавались произведения особого характера – публицистические, тенденциозные, более упрощенные для широкой публики, представлявшие собой мгновенный отклик на события. «Разумеется, во время войны появлялись значительные в художественном отношении тексты. Примеров довольно много: поэма «Василий Теркин» Александра Твардовского, повесть «Дни и ночи» Константина Симонова… Но основная задача, конечно, была в том, чтобы убедить в победе, агитировать, призывать к борьбе, укрепить боевой дух», – рассказывает Сергей Баранов.

В первое десятилетие после войны выходят роман Александра Фадеева «Молодая гвардия», повесть Веры Пановой «Спутники», повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого.

1950-1960-е годы, связанные с событиями XX и XXII съездов КПСС, сместили угол зрения на военную литературу. Писатели, работавшие в этот период, прошли Великую Отечественную в молодом возрасте (17-20 лет), и их взгляд на события был иным: «Они показывали войну на узком участке, но пытались на этом узком участке увидеть какую-то большую человеческую правду». Это Григорий Бакланов с повестью «Пядь земли», Юрий Бондарев с повестью «Батальоны просят огня», Василь Быков с повестью «Третья ракета».

В 1960-70-е цензурные претензии к произведениям военной тематики усилились, «требовалось приглушение каких-то темных красок», но при этом создавались весьма заметные произведения: повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие», повесть Виктора Астафьева «Пастух и пастушка», повесть Валентина Распутина «Живи и помни», роман Владимира Богомолова «В августе 44-го». В перестроечный период продолжится поиск сюжетов, ранее не разработанных, начнется описание тех явлений, которых раньше военная литература практически не касалась. Появятся роман Георгия Владимова «Генерал и его армия», роман Виктора Астафьева «Прокляты и убиты». Завершая рассказ о периодизации военной литературы, Сергей Баранов отметил, что теперь она будет создаваться людьми, которые этой войны не видели. Среди произведений последних лет филолог отметил роман Даниила Гранина «Мой лейтенант», сборник «Четыре шага от войны», повесть Эдуарда Веркина «Облачный полк».

Представляя основные линии военной литературы: ненависть к врагу, батальные зарисовки, лирические «человеческие» мотивы – Сергей Баранов иллюстрировал их известными художественными текстами. Так, например, опубликованное 18 июля 1942 года в газете «Красная звезда» стихотворение К. Симонова «Убей его» в годы войны стало своеобразным манифестом, отразив эмоции и чувства, владевшие тогда солдатами. Одним из лучших поэтов, писавшим о войне, по мнению Сергея Баранова, является Сергей Орлов. Речь идет об изображении военных действий, которые в текстах чаще всего немного преувеличены, перенасыщены деталями и эмоциями. Сергей Баранов процитировал лаконичное стихотворение Орлова «Поутру, по огненному знаку…» , передающее атмосферу рядового сражения.

Стихотворение Константина Симонова «Жди меня» , написанное в январе 1942, стало образцом лирической, личной темы в литературе. «Жди меня, и я вернусь!…» писали на почтовых карточках с фронта, цитировали в госпиталях, когда было особенно больно, исполняли в минуты крайней обреченности. «Стихотворение «Жди меня» – очень хорошее, человеческое, многие рады будут ему», – написал Александр Яшин, когда впервые прочитал симоновские строки. Продолжая ту же линию, он создал в 1943 свое «Назови меня именем светлым…» .

Касаясь творчества Сергея Орлова , Сергей Баранов подробно рассказал о фильме «Жаворонок» (1964), сценарий к которому написал наш земляк в соавторстве со своим другом Михаилом Дудиным. Сюжет повествует о бегстве из немецкого плена одного из экипажей танка Т-34. На подобных «смертных экипажах» тестировали новое оружие. Идея создать что-то вроде воинской легенды и определила жанр ленты – кинобаллада.

В конце 1960-70 гг. проявилась тяга к символике, обобщениям, к дополнительным общекультурным нагрузкам в художественной литературе о войне. И здесь показательным Сергею Баранову видится творчество Виктора Астафьева . Интересен в этом смысле рассказ «Звезды и елочки» о знаках на избах тех, кто не вернулся с войны. До сих пор они есть в Никольском районе.

Сергей Баранов рассказал о повести «Пастух и пастушка» , в свое время вызвавшей полемику среди критиков. Она дописывалась в Вологде и была опубликована в 1971 году в журнале «Наш современник». Необычна история ее создания: в середине 50-х годов, когда Астафьев работал на пермском радио, его отправили в командировку, и он проспал свою станцию. Он вышел на каком-то незнакомом разъезде, держа в руках только пачку папирос и тоненькую книжку «Манон Леско». Книга и атмосфера, в которой она была прочитана, произвели большое впечатление на писателя. «Неужели в XX веке нет места такой любви?» – задавшись этим вопросом, он решил создать свою историю. «Современная пастораль» Астафьева из частного эпизода переходит в трагедию тысяч людей, оставшихся посреди России в безмолвной земле.

Произведения Василия Белова о войне неразрывно связаны с основной для него темой деревни. Родившись в 1932 году, он не попал на фронт, но видел войну с тыла, и его рассказы запечатлели другую сторону Великой Отечественной. Он знал те деревни, куда не вернулся ни один ушедший солдат, и эта горечь сопровождает большинство его текстов. Рассказы «Весна» , «Скакал казак» , «Такая война» и многие другие иллюстрируют страшную обыденность войны, при этом сосредотачиваясь вокруг одной единственной мысли: «Надо было жить, сеять хлеб, дышать и ходить по этой трудной земле, потому что другому некому было делать все это. ».