Home Общество Учебный проект Лес — наш друг. Учебный проект лес-наш друг Лес наш друг проект

Учебный проект Лес — наш друг. Учебный проект лес-наш друг Лес наш друг проект

by admin

Водоем» href=»/text/category/vodoem/» rel=»bookmark»>водоемы , землю и воздух от оскудения, а животный мир от исчезновения, надо знать природу, глубоко понимать и законы, и истинную ценность. Мало только любоваться розовым закатом или пейзажем, надо уметь « видеть», т. е. получать от общения с природой заряд высоких чувств, благородства и душевной щедрости. А такому общению, несомненно, поможет знание природы.

Но одних только знаний тоже недостаточно, чтобы оградить наше природное окружение от разрушительного натиска экологически неграмотных людей. Нужны действия. Поэтому так важно с детских лет овладевать умением, закалять свою волю, чтобы стать активным борцом по защите одной из основных ценностей человека — природной среды.

Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача современной социально-культурной ситуации. Важная составная часть экологической культуры школьника является формирование осознанного экологического поведения.

Одна из первых задач — помочь детям осознать, что они — часть природы. Разумная часть природы обязана сохранить планету. Основа нашей работы — это большая любовь к природе, каждому человеку, ко всему живому, что нас окружает.

Проект предназначен для учащихся начальной школы с ориентацией на экологическую направленность. Содержание направлено на развитие экологической культуры обучающихся, ответственного отношения к природе.

Актуальность проекта обусловлена значимостью рассматриваемых экологических проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.

Общими принципами отбора содержания материала является:

Единство сознания и деятельности

Доступность для обучающихся начальных классов.

Проект включает и раскрывает основные содержательные линии: экологию ближайшего природного и социального окружения (своей школы, своего дома, квартиры, окружающих животных, растений).

2.Выполнение практического задания («экспериментаторы»)

3.Оформление задания («иллюстраторы»)

4.Формулирование выводов («аналитики»)

5.Применение результатов («исследователи»)

Третья группа реализует блок «Лекарственные растения нашей местности».

1. Обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности;

2.Выяснить значение лекарственных растений для человека;

3.Воспитывать бережное отношение к природе;

4.Развивать навыки исследовательской работы;

Он состоял из ряда заданий:

3.Проведение исследовательских наблюдений.

4.Работа с компьютером, в библиотеке.

Практически – деятельностный.

Каждая группа выполняет задания, которые определены путем совместного обсуждения.

1.«Братья наши меньшие».

Ведет поисковую работу по подборке материала о животных нашего края в Интернете, используя учебную и научно — популярную литературу, проводит опрос населения поселка, берет интервью у населения, фотографии. Знакомит ребят с детскими книгами о животном и растительном мире. Организуют экскурсии в природу «Чьи это следы», «Птицы прилетели».

Готовят сообщения о зимовке различных животных. Подготовили доклады: «Жизнь зверей весной»; «Птицы прилетели» «Насекомые весной». Организуют конкурсные программы, игры, соревнования:

Познавательная игра «В лес за загадками»

Игры «Чье это перо?», «Чей нос?»

Обрабатывают и печатают на компьютере материал по теме. Организуют выставки книг: «Как зимуют дикие животные», «Перелетные птицы».

Группа опрашивала ребят об изменениях природы весной.

Журналисты сочинили мини рассказы природоведческого и экологического содержания.

Рисуют рисунки по теме.

Оформляют книгу «Сюрпризы лесной полянки»

На уроках труда сделали кормушки для птиц. Повесили их вокруг школы и около своих домов. Дети не забывали кормить птиц. Им было очень интересно наблюдать за птицами. О своих наблюдениях ребята рассказывали на уроках «Окружающего мира», а еще ребятам из детского сада.

Начали делать скворечники для перелетных птиц. Планируем завести журнал, где будем записывать свои наблюдения за птицами:

Какие птицы прилетели первыми;

Где они гнездятся;

2. «Лес – наш друг».

1.Раздел «Виды леса».

Этой группе предлагаются разрезные карточки с изображением веточек и плодов различных деревьев.

«Экспериментаторы» раскладывают карточки на 2 группы.

«Аналитики» делают выводы о существовании хвойных и лиственных лесов.

«Иллюстраторы» оформляют карточки «В лес за загадками. Растительный мир»

2.Раздел «Животный мир».

Дети получают задание оформить карточки «Животный мир нашей местности»

«Испытатели» готовят рассказ по этому разделу.

3.Раздел «Птицы нашей местности».

4.Раздел «Угадай, чьи это следы?».

Поисковая работа в природе. Дети наблюдают за следами животных на снегу.

Определяют, чьи это следы, записывают в записных книжках. Находят

материал о следах, которые видели в природе.

5.Раздел «Значение леса в жизни человека».

Дети получают «рассыпавшееся» стихотворение С. Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?» и картинку с изображением леса, А также набор предметных картинок из серии «Что нам дает лес?».

«Экспериментаторы» составляют из строчек стихотворение.

«Иллюстраторы» ищут картинки в Интернете.

«Испытатели» составляют текст сообщения «Значение леса в жизни человека».

3. «Лекарственные растения нашей местности».

Цель: изучение лекарственных растений нашей местности.

Задачи: обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности;

выяснить значение лекарственных растений для человека;

воспитывать бережное отношение к природе;

развивать навыки исследовательской работы;

Каждый из детей выбрал растение, за которым он хотел бы наблюдать.

Дети проводят исследование.

1. Какие лекарственные растения нашей местности ты знаешь?

2. Какую пользу они приносят?

3. Что делать, чтобы эти растения не исчезли?

В опросе участвовало 12 человек. Сделали вывод, что дети знают лекарственные растения нашей местности, какую пользу они приносят и как их сохранить.

2.Составили презентацию «Лекарственные растения нашей местности».

Возможные препятствия в ходе реализации проекта и возможные пути их преодоления

Возможное препятствие

Пути преодоления

Не все с желанием участвовали в проекте.

Затруднения при выполнении поставленной задачи.

Незначительные навыки работы с компьютером.

Беседы, экскурсии, работа в группах по интересам.

Консультации ребят с руководителями проекта.

Посещения кружка по информатики.

В ходе проектной работы школьники многое узнали. Работа помогла им понять, что они являются частью природы и должны бережно относиться к ней. Тогда природа предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.

Данный проект нашел значительный эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению целого спектра дидактически-развивающих задач.

Было интересно работать в проекте. Для нас эта работа очень увлекательная. Я работала в группе художников-оформителей. Рисовала рисунки, оформляла выставку книг, посвященную зимующим животным.

Сначала мне не совсем было понятно, что надо делать. А потом, когда мы наметили план работы и начали все делать, стало просто интересно.

Участвуя в проекте, мы уже самостоятельно печатали на компьютере и работали с Интернетом.

Мне понравилось делать кормушки и наблюдать за птицами. А еще я печатал текст книги «Сюрпризы лесной полянки» об ужах, которые живут в нашей местности.

После завершения работы над проектом дети поделились своими впечатлениями с одноклассниками и учителями. Свой проект ребята представили на конференции «Искатель» по проектно- исследовательской деятельности учащихся.

Материально – техническое обеспечение мероприятия:

Интернет, фотоаппарат, компьютер.

Журнал «Начальная школа» № 6, 2003 год.

В. Бианки «Лесная газета».

Атлас-определитель «От земли до неба».

Поиск информации в Интернете.

Приложение к проекту «Лес – наше богатство»

МОУ Вохтомская основная общеобразовательная школа Парфеньевского района Костромской области.

Сценарий экскурсии в лес для детей 7-11 лет

Подготовила и провела:

Формирование экологической культуры.

Прививать любовь к родному краю;

формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе.

Ход экскурсии.

Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие за загадками. А куда – догадайтесь сами.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом-

Чудеса увидишь в нем. (лес)

Парфеньевский район находится в лесной полосе. Леса занимают 84 % общей площади района или 209425 гектар.

А знаете ли вы, что из леса получают продукцию более 20 тысяч наименований: пищевые продукты, витамины , строительные материалы , сырье для химии, корм для скота, лечебный воздух…

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту – в высоту (Сосна)

Каждое пятое дерево наших лесов – сосна. Вместе с кислородом дерево обогащает воздух летучими веществами – фитонцидами, которые губительно действуют на возбудителей туберкулеза.

А какие еще деревья относятся к хвойным деревьям?

Колкую, зеленую,
Срубили топором.
Колкая, зеленая,
К нам приходит в дом (ель)

Есть у родственницы елки

Но в отличие от елки,

Опадают те иголки (лиственница)

А как называются иголки у сосны и елки? (хвоя)

Мы уже в лиственном лесу. И вот первая встреча.

Один гектар березняка испаряет 47 тысяч литров воды в день. Это и очищение воды, и увлажнение воздуха, и будущие дожди. Береза – это лекарственное дерево. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 литров сока. О березе поют песни.

Какие песни и стихи о березе вы знаете?

Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч.

Не боюсь ни гром, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок (дуб)

Дубы встречаются в нашей местности. Они достигают 20-30 метров в высоту, Живут лет.

А это какое дерево?

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают (липа)

Липа приносит большую пользу человеку. Это липовый мед. Это дерево живет 300-400 лет.

Отгадайте, что это за дерево?

Красные кораллы (рябина)

Зимой рябина кормит птиц. Полезны ее плоды и для человека. В них не меньше каротина, чем в моркови, петрушке, облепихе.

По весне она цвела.

Нежный запах источала,

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна (черемуха)

Эта лесная красавица с давних времен лечит людей.

Но лес – это не только деревья, но и ягоды, цветы, грибы. Все мы любуемся лесными цветами. А что вы знаете о них?

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денечка через два

Спрячу я в карманчик

Первым вышел из земли

Он мороза не боится,

Хоть и маленький (подснежник)

Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит (колокольчик)

В Красную книгу занесены колокольчики, подснежники, некоторые виды тюльпанов и пионов, первоцветы.

Лес щедро делится с людьми своими ягодными запасами.

Какие же ягоды кладет лес в наши корзинки?

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Собираем огоньки (земляника)

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Созревала под снежком,

Ну– ко, кто со мной знаком (клюква)

Выросла в лесу тенистом.

Я могу расти в саду,

Летом в гости к вам приду.

Состою из долек малых,

Очень сочных, вкусных, алых (малина)

Рассыпает солнце стрелы,

Что за ягода созрела,

На кусточки, под листочки

Кто-то бусы бросил,-

Все поляны в синих точках

У зеленых сосен (черника)

Лес угощает щедро, но бери у него только ягоды. 300 лет может расти кустарничек черники, но если сломать его, вырвать с корнем, то новый кустик с плодами появится только через 7-8 лет. Отгадайте загадку.

Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся (гриб)

А кто же из нас не собирал в лесу грибы?

«Парфеньевцы сделали главным источником своего существования сбор и продажу грибов. С течением десятилетий посад превратился в грибную столицу России: отсюда шли несметные тысячи кадок с груздями, рыжиками, сушеные грибы всех видов и достоинств.

В начале 50 годов 19 века известный в то время публицист Корнилов писал в журнале «Москвитянин»: «Парфеньев – центр грибной промышленности. Лучшие грибы доставляются из Парфеньева, который славится своими белыми грибами, как Царицын – арбузами и Кизляр – виноградом »

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня увидишь за версту-

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек,

В шляпках разноцветных,

Собирай, не мешкай

Лета первая примета:

Под березой в холодке,

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке (подосиновик)

На поляне лесной,

Под могучей сосной

На нем белый колпачок.

Кто в бору бывает-

Тот его и узнает (боровик)

Он выглянул несмело

Из кочки моховой,

Цепочку клюквы спелой

Поднял над головой (моховик)

Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (Белый гриб)

А какие грибы нельзя собирать? Почему? А как нужно правильно собирать грибы?

Разве можно представить лесную полянку без насекомых и птиц?

Он прилетает каждый год-
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет (скворец)

Окраской — сероватая,
Повадкой — вороватая,
Крикунья хрипловатая —
Известная персона.
Кто она. (ворона)

Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует — коноплю ворует.
(Воробей)

Плотник острым долотом-
Строит дом с одним окном.
(Дятел)

Дятлы – лесные санитары. Они не портят здоровые деревья, а долбят кору тех, которые поражены внутри короедами.

Прыгает пружинка —
Зелёная спинка —
С травы на былинку,
С ветки на тропинку (муравей)

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком (пчела)

Пчелы опыляют более 50 видов сельскохозяйственных культур. Одна пчела опыляет от 4 до 16 тысяч цветов за сутки.

Кто в лесу без топоров строит избу без углов (муравей)

Трудно представить лес без больших и малых зверей.

Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят (ежик)

Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк? (белка)

Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая… (лиса)

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы? (заяц)

Вот и окончилось наше путешествие. Но мы разгадали еще не все лесные загадки. Узнать о лесе что-то новое помогут книги, новые путешествия. Но не забывайте о том, что нужно беречь природу. Берегите лес. Его обитателей, и вы сохраните красоту земли.

Ученица читает отрывок из стихотворения Ольги Коловой «Парфеньево»

На ветру рябины гордо рдеют,

Сосны величавые шумят…

Здесь века, как царство Берендея,

Глушь лесов хранила наш посад.

Журналы «Начальная школа», «Лесные загадки» Юрий Дмитриев, журнал «Губернский дом».

Технологическая карта урока по окружающему миру

1.Предмет: Окружающий мир

3.УМК учебного предмета: «Школа России»

4.Тема урока: Лес — наш друг, урок № 5 в разделе «Природа России», урок № 2 по теме: «Леса России».

5.Тип урока: комбинированный урок — проект

6.Методы обучения: наглядный, словесный, практический, проблемный.

7.Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 4 класса в предметной области окружающий мир по теме «Лес и человек».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения : формирование устойчивой мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу; в ситуации общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и учителя, как поступить, воспитывать любовь к природе, культуру поведения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; умения выявлять сущность, особенности объектов; умения на основе анализа объектов делать выводы; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других; умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им; учиться работать в группе, брать на себя ответственность.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: получить представление об обитателях леса, представителях растительного мира; о значении леса в жизни человека; узнать об опасностях, подстерегающих человека в лесу; усвоить правила поведения в лесу; ознакомиться с влиянием человека на состояние лесных богатств.

Средства обучения: учебник А.А Плешаков «Окружающий мир» 4 класс, рабочая тетрадь А.А. Плешаков «Окружающий мир», картинки, альбомные листы для оформления разделов проекта, справочная литература.

Этап урока, его цели

Содержание учебного процесса

Самоопределение к деятельности (Орг. момент)

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Звучит мелодия с изображением леса.

Почему я начала наш урок с этого просмотра?

Определите тему урока.

Почему эта тема так важна для нас?

Видим картины леса, его красоту, будем говорить о лесе.

Тема урока «Лес и человек»

Важна и актуальна, т. к. здоровье и жизнь человека зависят от состояния леса.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность

Цель: актуализировать учебные знания и умения

Мы продолжим с вами путешествовать по лесу и ответим на вопросы:

1. Почему лес называют другом?

2. Какое значение имеет лес в жизни человека?

Обратим внимание на экологическую проблему — уничтожение лесов.

Будем учиться любить и беречь природу родного края.

А для чего это нужно?

Дети отвечают: чтобы больше узнать о лесе, какую пользу приносит нам лес, узнать, что зависит от человека в сохранении лесов на Земле, вывести правила поведения в лесу.

Познавательные: обобщение и систематизация знаний о проектной деятельности

Личностные: развитие учебно-познавательных мотивов

Организация познавательной деятельности.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие.

Выставка рисунков о лесе.

Представление результата работы.

Чтение стихотворения С. Никулиной.

Так, что же такое лес?

Ребята, все вы были в лесу. Расскажите, что вы запомнили.

Все мы любим лес.

Давайте запишем за что же мы любим и ценим его.

Можно ли словами

стихотворения рассказать о пользе леса для человека?

О каких отношениях говорится в стихотворении?

Лес -это природное сообщество.

В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.

Познавательные: поиск и анализ необходимой информации

Личностные: используют мотивацию к творческому труду, к работе на результат

Моделирование цветка «Лес — наш друг».

(Защитник, дом, место отдыха, аптека, источник, кормилец)

Лес –защитник воздуха, потому что лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии. Лес –защитник воздуха, потому что лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес – защитник водоемов, так как там, где растет лес, не мелеют реки.

Лес – защитник почв. Лес защищает почвы от ветров, а корни растений не дают почве разрушаться.

— В лесу растут цветы, кусты, грибы. Это их дом. Лес является домом для птиц, животных, насекомых.

-Лес – это место отдыха человека, потому что только в лесу такое многообразие растительного и животного мира. Лес дарит красоту птичьих песен, цветущих растений.

— В лесу много лекарственных растений.. Человек их использует для лечения. Животные тоже нуждаются в лекарствах. Известно, что даже гриб мухомор полезен лосям и является для них лакомством. Лесной воздух тоже лечит.

— Человек дровами обогревает дом, а дрова – это деревья, которые росли в лесу. Значит, лес – источник тепла. Нас окружают вещи, сделанные из древесины: это мебель, пол, двери. Карандаш, линейка, тетради и книги тоже сделаны из дерева. Лес – источник древесины.

— В лесу чистая вода и пища: здесь много ягод, орехов, грибов. Много родников с вкусной и холодной водой.

Учитель обобщает ответы детей.

Лес имеет большое значение, как в природе, так и в жизни человека

Организация исследовательской работы.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для определения значения леса в жизни людей

Правильно ли человек использует лес?

Расскажите, что может произойти, если человек не будет беречь лес и его богатства?

Как решить эту проблему?

Нет, вырубает леса, оставляет много мусора, разводит костры.

При загрязнении чистого воздуха остается меньше.

Из-за отсутствия чистого воздуха нарушается рост растений, исчезнут животные.

Мест для отдыха человека совсем не останется. Источник чистой воды и пищи исчезнет. Нарушится здоровье человека.

Насаждение новых лесов, экономное и бережное отношение к растениям

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.

Познавательные: поиск и анализ необходимой информации.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

Какие экологические проблемы существуют?

Вы знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки нельзя оставлять в лесу. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.

Вырубка леса, загрязнение мусором, пожар, неумеренная охота и браконьерство.

Самостоятельное применение новых знаний.

Цель: показать значение леса в жизни людей.

Работа с учебником с.105. Рассматривание иллюстрации. Работа в тетради на странице «Красная книга».

В настоящее время охота на лесных животных ограничена. Занесены в Красную книгу. Созданы заповедники. Приокско-Террасный заповедник.

Коммуникативные: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

О чем должны помнить люди, приходя в лес?

Какие правила поведения в лесу вы знаете?

Лес — наше богатство. Соблюдение правил поведения в лесу.

Как выдумаете, почему некоторые люди не выполняют правила поведения в лесу?

Вывод: каждый должен задуматься о том, какими увидят леса наши потомки. Сможет ли лес им дать то, что дает нам сейчас.

Фузминутка для глаз.

Цель: проверить умение работать с информацией

Работа в группах. Повторяются правила работы в группе.

Из иллюстраций делают коллаж о лесе. Рассказы о своих работах.

Познавательные: использование различных источников информации.

Регулятивные: прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала

Цель: зафиксировать новое содержание урока; оценить результаты учебной деятельности

д.з. с. 103-108, пересказ

Давайте подведём итог нашего урока.

Попробуйте ответить на эти вопросы.

Узнали ли вы сегодня что-нибудь новое для себя?

Что показалось интересным?

О чем захотелось узнать побольше?

Регулятивные: контроль, оценка и осознание обучающимися того, что усвоено и что еще подлежит усвоению

Личностные: самооценка на основе критерия успешности

Видеоклип «Лесной марш»

  • Создание условий для формирования у детей предшкольного возраста позиции друга по отношению к лесу путем воздействия на познавательную сферу ребенка
  • Расширить у детей и взрослых представления о лесе, и сформировать позицию «друга» природы.
  • Обогатить предметно — развивающую среду.
  • Создать систему работы по взаимодействию с родителями воспитанников и населением близлежайшего микрорайона.
  • Совершенствовать взаимодействие с организациями социума.

На современном этапе, когда люди, в силу сложившейся социально — критической экономической ситуации, вынуждены заниматься поисками путей по преодолению своих проблем и, зачастую, принимать потребительскую позицию, состояние окружающей среды катастрофически ухудшается. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. (Данные анкетирования родительской общественности и собственных наблюдений). И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. Эта негативная позиция взрослых проецируется на формирующейся личности ребенка — дошкольника, у детей все меньше проявляется любопытства к живым существам. А все чаще наблюдается равнодушное, а порой жестокое отношение к ним.

Поэтому возникает необходимость в углубленной целенаправленной работе с детьми, начиная уже с предшкольного возраста, по развитию интереса к биологическому сообществу — леса, и, как следствие, по воспитанию у них бережного и внимательного отношения к природе, в целом, и к лесу, как части природы.

Но эта работа не будет эффективной без воздействия на родительскую позицию, и позицию взрослых, поэтому нужно активизировать процесс взаимодействия с социумом, то есть «подружить» детей и взрослых с лесом.

Участники проекта: дети 6 — 7 лет, педагоги ДОУ, родители воспитанников, население ближайшего микрорайона, социум.

Проектная деятельность будет осуществляться в III этапа.

I этап — подготовительный.

Сроки: март — апрель 2009 г.

Цель: подготовка педагогов и предметно — развивающей среды к данному проекту.

  • планирование и проектирование мероприятий по подготовке педагогов к проектной деятельности,
  • разработка цикла занятий, бесед, наблюдений,
  • создание предметно — развивающей среды,
  • создание педагогической модели взаимодействия » педагог — эколог — педагоги — узкие специалисты — воспитатели»,
  • создание системы мониторинга.

II этап — практический.

Цель: создание и внедрение условий для формирования у детей позиции «друга» по отношению к лесу путем воздействия на познавательную сферу ребенка.

  • проведение цикла занятий, бесед, наблюдений и других мероприятий,
  • создание и внедрение системы работы по взаимодействию с родителями воспитанников и населением близлежащего микрорайона,
  • совершенствование взаимодействие с организациями социума.

III этап — заключительный

Цель: оценка результатов реализации проекта на основе мониторинговых исследований

  • анализ проведенной работы.

План действий по реализации проекта «Лес — наш друг».

Круглый стол «Научитесь беречь лес»

«В природе все взаимосвязано»

Разработка конспектов занятий, бесед, наблюдений

Разработка интегрированных занятий

Мастер — класс. Работа на экологической тропе

I этап — март — август 2009 г.

I этап декабрь 2009 г.

Заместитель заведующей по ВМР,

Педагоги — специалисты, воспитатели групп

— «Уроки мышления» с

обсуждением и проигрыванием ситуаций.

— «Минутки познания» цикл наблюдений за елью — объектом экологической тропы

«Сколько елочек мы не спасли»

«Елочки и ее сестрички в городе»

«Возвращенный лес» (сбор макулатуры)

Сюжетно — игровая акция «В гости к бабе Яге» (уборка мусора в лесу)

«Зеленая елочка — живая иголочка» (развешивание плакатов, изготовленных детьми в защиту елей, с приглашением детей социума)

— «Здравствуй, наш зеленый друг» переписка с лесом (почтовый ящик)

Создание книги «Жалобная книга леса»

Музыкально — экологические праздники:

«День рождения друга, дедушки дуба»

«Сбережем зеленую планету» (с приглашением жителей нашего микрорайона)

Эколого-оздоровительные походы «Поезд доброты» (экосистема леса в разное время года)

«Какая я — елочка зеленая иголочка» (ИЗО + Экология)

«Лес и наше здоровье»

Тематическая неделя леса:

Выставка «Лес в жизни человека»

Экологический праздник «Природы жалобная книга»

Музей «Чудеса леса»

Сказки о лесе (словотворчество детей)

Работа на микроучастке «Биоценоз леса»

II этап октябрь — январь 2009 г. по плану

II этап октябрь — январь по плану 2009 г.

II этап 2 и 3 неделя декабря 2009 г.

Постоянно в течение всего проекта

Сентябрь 2009 г.

3 неделя декабря 2009 г.

II этап февраль 2010 г.

II этап февраль 2010 г.

II этап постоянно в течении всего проекта

II этап по сезону

II этап апрель 2010 г.

«Лес — защитник и лекарь»

«Настои из трав и плодов деревьев»

КВН «Тайны природы»

Трудовой десант «Дерево нашей семьи»

Традиционная выставка «Елочка зеленая иголочка» (изготовление елочки из бросового материала и природного материала)

Конкурс «Нет экологической тревоги в лесу»

Выпуск буклетов «Правила поведения в лесу»

II этап май 2009 г -май 2010 год. Воспитатель — эколог.

Изготовление пособий: развивающих игр, наглядно — демонстрационного материала

Разработка схемы микроучастка «Биоценоз леса»

Посадка микроучастка «Биоценоз леса»

Изготовление макета «Лес»

I этап — март — май 2009 г.

II этап март — апрель 2010 г.

Все участники проекта

Беседа с детьми » Правила поведения в лесу»

Беседа с родителями «Лес и отдых»

Помощь в проектировании озеленения территории ДОУ

МУП ЖКО «Благоустройство» (выделение саженцев деревьев и рекомендации по их выращиванию)

Помощь в организации взаимодействия ДОУ с населением

Цетр дополнительного образования

Акции «Сбережем березы»

Трудовой десант «Очистим парк от мусора»

Выставки «Лес в творчестве детей»

Спектакли «Лесной теремок»

подборка художественной литературы на абонементе

Выставки «Дары Леса»

Музыкально — экологический праздник

II этап февраль 2010 г.

II этап март 2010 г.

II этап апрель 2010 г.

II этап в течении всего проекта

II этап октябрь 2009 г. — апрель 2010 г.

II этап октябрь 2009 г. — апрель 2010 г.

Сотрудники МУП ЖКО

Учителя начальных классов

  1. Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду» Москва 2001 г.
  2. Л. Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
  3. О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях» Волгоград 2001 г.
  4. Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки» Книголюб 2006 г.
  5. «Беседы о русском лесе» Сфера Москва 2008 г.
  6. «Какие звери в лесу?» Москва 2000г.
  7. «Грибы. Какие они?» Москва Гном и Д 2004 г.
  8. «Деревья. Какие они?» Москва 2001 г.
  9. В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич «Прогулки в природу» Москва Просвещение 2000 г.
  10. С. Н. Николаева «Юный эколог» Москва 2003 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №140» Советского района г. Казани

Работу выполнила:

Петрова Алина Николаевна,

ученица 1 «А» класса

МБОУ «Гимназия №140» г. Казани

Научный руководитель:

Пахомова Надежда Владимировна,

учитель I квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №140» г. Казани

2. Значение леса для человека ………………………………………………… 5

3. Меры по сохранению лесов …………………………………………. 8 Заключение …………………………………………………………………. 11 Список литературы ……………………………………………………………….. 12 Введение Актуальность темы. Леса выступают в роли одного из главных природных механизмов, поддерживающих и восстанавливающих условия жизни на Земле. Они нормализуют газовый состав атмосферы, очищают воду, защищают все живое от радиоактивной пыли, имеют большое рекреационное значение, а также являются источником получения из него сырьевых ресурсов (древесина, живица, семена, ягоды, лекарственные растения и пр.). Лес – это важнейший компонент биосферы, сохраняющий в природе биологическое разнообразие и равновесие.

Леса очень часто страдают от пожаров, которые наносят большой вред лесному хозяйству: уменьшается прирост деревьев, ухудшается состав лесов, усиливаются буреломы, ухудшаются почвенные условия и ветроломы.

Лесные пожары способствуют распространению вредных насекомых и дереворазрушающих грибов. Кроме этого, лес испытывает на себе очень большое влияние со стороны людей. Посещая лес, люди небрежно обращаются с ним, иногда даже по-браконьерски. Они ломают ветки, рубят деревья для того, чтобы устанавливать палатки, засоряют лес различными отходами. В результате этого лес превратился в объект, нуждающийся в неотложной помощи.

Наша республика относится к малолесным регионам (лесистость региона составляет 17%), и поэтому проблема сохранения и восстановления лесов для нее является актуальной . Люди не должны забывать, что лес — наш друг, бескорыстный и могучий. Но он, словно человек, у которого открыта настежь душа, требует и внимания, и заботы от нерадивого, бездумного к нему отношения. Жизнь без леса немыслима, и мы все в ответе за его благополучие, в ответе сегодня, в ответе всегда.

Целью исследования является формирование представления о лесе и его значении для человека.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Изучить информацию о лесе;

Определить значение леса в жизни человека;

Предложить меры по сохранению и восстановлению лесов.

Лес — один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники и т.д. В лесу обитает большое количество живых организмов, начиная от невидимых глазу почвенных бактерий до зверей крупных размеров.

Важно знать, что лес – это не только растения и животные, но и лесные почвы, наземные и подземные воды, воздух, солнечный свет, солнечная энергия. Все компоненты леса находятся в тесной взаимосвязи между собой.

Лес является уникальным образованием, которое обладает способностью к самоподдержанию, благодаря которому лес живет намного дольше, чем каждая отдельно взятая его составляющая. Лес создает особый микроклимат, в котором поддерживается полноценная жизнь всех его обитателей.

Лес – это «зеленые легкие» нашей планеты. Учеными установлено, что в воздухе лесов содержится много легких (отрицательных) ионов, которые характеризуют чистоту воздуха. Возникновению легких ионов способствуют практически все древесные породы и в итоге в лесном воздухе степень ионизации кислорода до 10 раз выше в сравнении с городским воздухом . Отрицательно ионизированный воздух оказывает благотворное влияние на организм, улучшая самочувствие, повышая общий тонус и работоспособность. Отмечено, что среди населения, проживающего в микрорайонах с загрязненным воздухом, заболеваемость органов дыхания чуть ли не вдвое выше, чем в микрорайонах с чистым воздухом .

2. Значение леса для человека

Роль леса в жизни человека очень велика. Мы выделили следующие основные направления использования леса человеком:

Источник пищи (грибы, ягоды, звери, птицы, мёд);

Источник энергии (дрова);

Сырьё для производства (производство бумаги);

Регулятор природных процессов.

Говоря о значении леса, прежде всего, необходимо отметить, что лес – это источник различных материальных благ. Почти все, что растет в лесу, можно использовать в пищу – грибы, ягоды, орехи; лесную дичь и животных также человек употребляет в пищу (Рис. 1, 2). Лес богат лекарственными растениями, которые используют в практике народной медицины. Деревья представляют наибольшую ценность – древесина используется при изготовлении мебели, бумаги, постройке домов и других сооружений, в качестве твердого топлива.

Велико и экологическое значение леса. Деревья и растения насыщают воздух кислородом, образуя вокруг леса благоприятную атмосферу. С пребыванием человека в лесу связан и благотворный психофизиологический эффект, вызванный зеленым цветом, который является сильным успокаивающим средством. В медицине возникло новое направление – ландшафтотерапия, которому уделяется все большее внимание. Это объясняется тем, что ощущаемому оздоровительному эффекту, наблюдаемому в лесу, способствует прохлада, тишина, мягкое освещение, гармония звуков и красок, приятный запах. Даже после несколько часов, проведенных в лесу, самочувствие улучшается, организм отдыхает, а стрессы уходят.

Рисунок 1 – Урожай ягод Рисунок 2 – Белые грибы Современными исследованиями установлена различная степень влияния на здоровье человека разных типов насаждений и биологически активных компонентов лесной среды, в том числе и аэроионов, недостаток которых способствует повышенной утомляемости, подавленности и даже смертности людей, страдающих болезнями сердца и легких . Многие санатории, здравницы и базы отдыха располагаются именно в лесу. Это связано с благотворным влиянием леса на здоровье людей и с его живописностью (Рис. 3).

Рисунок 3 – Живописный лесной ландшафт

Как уже мы говорили, лес – это «легкие» нашей планеты. Чем лучше растут леса, тем больше они выделяют кислорода и тем быстрее поглощают углекислый газ. В настоящее время установлено, что более половины кислорода атмосферы поставляется лесами. Кроме воздействия на баланс углерода, леса способны очищать атмосферный воздух от сажи, пыли и других твердых частиц. Наибольшей улавливающей способностью обладают деревья и кустарники с шершавыми листьями, такие как вяз, рябина, бузина и др. Известно, что один квадратный метр площади листовой пластинки задерживает до 10 г пыли.

Поэтому под пологом леса воздух всегда чище, в нем в среднем содержится на 42% меньше пылевых частиц. В результате в течение года кронами 1 га елового леса задерживается до 30 т пыли, сосны – до 39 т, вяза – до 43 т. Лес является превосходным биологическим фильтром воздуха. Общеизвестна газоочищающая способность древесных растений, то есть способность растений сохранять свою жизнеспособность в условиях загрязнения атмосферного воздуха. Эта способность достигает максимума в средневозрастных насаждениях, 1 га которых способен в течение вегетационного периода поглотить до 400 кг сернистого газа, до 100 кг хлоридов . Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы. В определённых дозах фитонциды оказывают положительное действие на нервную систему человека, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность.

Фитонциды играют большую роль в борьбе с возбудителями инфекционных заболеваний, поэтому в воздухе лесов таких возбудителей намного меньше, чем над безлесной территорией. Например, в 1м3 воздуха в кедровом лесу содержится до 700 единиц микроорганизмов .

Очень важна микроклиматическая роль леса.

Древесные и травянистые растения обладают умеряющим тепло свойствами. В летний жаркий день температура воздуха в лесу на несколько градусов ниже, чем в городе. Освежающий эффект одного взрослого дерева соответствует эффекту от действия нескольких кондиционеров в комнатных условиях. В зимний период, наоборот, в лесу теплее в сравнении с открытым местом до 0,5 градуса, что связано напрямую со снижением и даже отсутствием движения воздуха под пологом леса даже в обезлиственном состоянии .

Социальное, или культурное значение леса, так же важно, как и другие.

Близость леса к населенным пунктам в большой степени определяет деятельность местных жителей. Дереводобыча или охотничий промысел становятся, чуть ли не основными занятиями жителей села.

Леса играют большую роль в круговороте воды и имеют почвозащитное значение. Благодаря испаряемой из лесной почвы влаге повышается влажность воздуха.

3. Меры по сохранению лесов

Как мы выяснили, лес играет неоценимую роль в жизни человека, и поэтому человек должен заботиться о нем. Леса должны существовать ради того, чтобы существовал сам человек, ради сохранения животного и растительного мира для будущих поколений. Поэтому нам нужны лесные резервации, заповедники, национальные парки, курортные лесные зоны, которые охраняются законом. Например, в Татарстане есть Волжско-Камский заповедник, Национальный парк «Нижняя Кама» (Рис. 4, 5).

Рисунок 4 — Волжско-Камский заповедник

Рисунок 5 — Национальный парк «Нижняя Кама»

Какие же меры необходимо принимать для того, чтобы наши леса существовали благополучно? Каждый человек может помочь лесу, если он будет следить за чистотой в лесу, не сорить. Не стоит забывать, что лес – это не свалка, а место, где живут растения и животные, для которых лес является домом и в нем должно быть чисто. Приходя в лес, не надо разжигать костер. На месте, где был костер, в последующие несколько лет не растет трава. К тому же костёр может привести к возникновению лесного пожара, от которого пострадают растения и животные.

Прогуливаясь по лесу, необходимо соблюдать в нем тишину: нельзя кричать и включать музыку. Шум отпугивает птиц и животных, и они могут покинуть свои дома. Ни в коем случае нельзя трогать в лесу птичьи гнезда. Если побеспокоить птицу, которая высиживает птенчиков, она может бросить гнездо и улететь, тогда ее маленькие птенчики погибнут. Также нельзя трогать в лесу муравейники. Муравьи – большие труженики, они по хвоинке строят свой дом и их труд надо уважать. К тому же, муравьи являются санитарами леса, они регулируют численность насекомых-вредителей. Лесные растения, как и животные, также требуют бережного отношения к себе. Можно прогуливаясь по лесу просто любоваться ими и фотографировать. Сорванные цветы не дадут семян, и тогда мы больше не сможем любоваться их красивым цветением. Ломая ветки деревьев и кустарников, люди не задумываются о том, какой вред они наносят им. Любое механическое повреждение способствует заражению их насекомыми-вредителями. Поэтому нужно помнить, что ломать ветки нельзя!

Еще хотелось бы отметить, что в лесу надо ходить только по организованным тропинкам. Вытаптывание почвы приводит к ее уплотнению. В результате этого к корням деревьев поступает мало кислорода, который так необходим для их дыхания.

После пожаров и неблагоприятных погодных условий леса теряют большие площади, а потребность общества в древесине растет. Поэтому необходимо принимать меры по восстановлению и повышению продуктивности лесов.

Для того чтобы восполнить утраченные лесные площади, нужно большое количество саженцев различных пород деревьев. Саженцы выращивают в лесных питомниках, а затем пересаживают их на лесные площади. Это длительный процесс. Но современные достижения науки позволяют сделать этот процесс более коротким. Этим занимаются ученые в области биотехнологии. Благодаря их усилиям можно за короткий срок вырастить большое количество саженцев разных пород деревьев. Такие деревья растут гораздо быстрее, что является выгодным для лесного хозяйства. У нас в Татарстане это направление стало развиваться .

Таким образом, изучив информацию о лесе, о его значении для человека и предложив меры по сохранению и восстановлению лесных насаждений, мы считаем, что выбранная нами тема полностью раскрыта. Забота о лесе дело каждого из нас – от взрослого до ребенка.

1. Агальцова, В.А. Основы лесопаркового хозяйства: учебно-методическое для студ. очного, вечернего и заочного обучения / В.А. Агальцова. — М.:

2. «Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан» стр. 54-58, Казань: Мир без границ, 2010.

3. Парамонов, Е.Г. Основы лесоводства и лесопаркового хозяйства:

учебное пособие / Е.Г. Парамонов, А.А. Маленко. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2007. — 170 с.

4. Петрова, Г.А. Использование методов биотехнологии для получения здорового посадочного материала осины (Populus tremula L.) в условиях Республики Татарстан: автореф. дис. … канд. с.-х. наук / Г.А. Петрова. – М., 2011. – 24 с.

«УДК 378.2 Везиров Тимур Гаджиевич доктор педагогических наук. Дагестанский государственный педагогический университет [email protected] Гузуева Элина Руслановна ассистент. Дагестанский государственный педагогический университет [email protected] VezirovTimurGadzhievic. »

«ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ТРОИЦКОЕ И НОВОМОСКОВСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ С. » Физического Воспитания и Спорта, Республики Молдова Аннотация. Дидактический портфель учителя физического воспитания предс. »

«Справка по итогам проверки подготовки обучающихся 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации в 2014-2015 учебном году Сроки проведения: декабрь – январь 2014-2015 учебного года. Цель: 1. Контроль выполнения плана работы школы по подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации.2. Контроль качества по. »

«Картотека игр в адаптационный период для детей 2-3 лет «Доброе утро!» Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.Задачи: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения.Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст: Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальц. »

2017 www.сайт — «Бесплатная электронная библиотека — электронные матриалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Тема: проект «Лес — наш друг»

Учащиеся должны знать: основных обитателей леса, представителей растительного мира леса; виды лесов; значение леса в жизни человека; опасности, подстерегающие человека в лесу; влияние деятельности человека на состояние лесных богатств; правила поведения в лесу.

Учащиеся должны уметь: выполнять частично поисковую деятельность, анализировать ее результаты, делать выводы; ссоставлять связные рассказы по материалам проведенной работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной проектной деятельности.

Оборудование: раздаточный материал для выполнения заданий каждой группой; альбомные листы для оформления разделов проекта; справочная литература; клей, фломастеры.

I. Организационный момент.

1. Распределение детей по группам.

Учитель организует несколько инициативных групп по количеству страниц предполагаемого проекта.

В каждой такой группе распределяются роли: аналитик, экспериментатор, иллюстратор, испытатель.

Дети пересаживаются в соответствии с новыми группами.

2. Уточнение особенностей работы на уроке с применением проектной деятельности.

II. Формулирование темы и целей урока.

Учитель предлагает детям принять участие в проекте «Лес — наш друг». Учитель просит вспомнить особенности проектной деятельности. (Дети перечисляют)

Учитель говорит об отличиях проектной деятельности на этом уроке от предыдущих: распределение ролей у участников проекта будет происходить не по группам, а внутри каждой группы.

В результате коллективного обсуждения вносятся изменения в основные этапы с учетом нового распределения на группы.

Действия в группе

Обсуждение задания (коллективно).

Выполнение практического задания («экспериментаторы»).

Оформление задания («иллюстраторы»).

Формулирование выводов («аналитики»).

Применение результатов («исследователи»).

Коллективные действия: проведение испытания всего проекта.

Учитель предлагает детям обсудить цели урока.

В результате обсуждения называют следующие цели: узнать новые сведения о лесе, вывести правила поведения в лесу, узнать, что зависит от человека в сохранении лесов на Земле.

III. Подготовительный этап.

Обдумывание проекта. Проходит в форме «мозгового штурма».

(«Аналитики» из каждой группы отбирают лучшие разделы проекта.»

В результате на доске появляется заготовкас основными разделами проекта.

IV. Разработка составных частей проекта и иллюстрирование.

Для выполнения практических задаий использовали материал альбома-задачника

Работа проводится в группах.

Дети работают с большой степенью самостоятельности, учитель оказывает индивидуальную помощь.

Раздел «Виды леса»

Этой группе предлагаются разрезные карточки с изображением веточек и плодов различных деревьев.

«Экспериментаторы» раскладывают карточки на две группы. «Аналитики» делают выводы о существовании хвойных и лиственных лесов. «Испытатели» готовят рассказ с опорой на наглядный материал.

Раздел «Обитатели леса»

Дети получают заготовку для аппликации из серии «Что где растет, кто где живет?» и набор предметных картинок к этой заготовке.

«Экспериментаторы» располагают растения и животных на фоне леса.

«Аналитики» поясняют особенности каждого растения и животного по материалам, приготовленным по справочным изданиям и научно-популярным книгам заранее.

«Иллюстраторы» наклеивают картинки, а также загадки, которые дети этой группы приготовили заранее дома.

«Испытатели» готовят рассказ к этой странице альбома.

Раздел «Значение леса в жизни людей»

Дети получают «рассыпавшееся» стихотворение С. Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?» и картинку с изображением леса, а также набор предметных картинок из серии «Что нам дает лес?»

«Экспериментаторы» составляют из строчек стихотворение.

«Иллюстраторы» соединяют изображение леса с картинками и приклеивают на страницу альбома.

«Аналитики» поясняют смысл связей, установленных между лесом и его продуктами.

«Испытатели» составляют текст сообщения.

Раздел «Правила поведения в лесу»

Дети получают набор карточек, состоящих из двух групп:

1) условные знаки, запрещающие какие-либо действия в лесу;

2)словесные формулировки правил поведения в лесу.

Отдельно получают набор карточек, рассказывающих о влиянии деятельности человека на лес. «Экспериментаторы» раскладывают карточки парами, приводя в соответствие знак и правило.

«Иллюстраторы» оформляют страницу альбома.

«Аналитики» работают со вторым набором карточек. Их задача — по рисункам определить вредное влияние деятельности человека на природу.

«Испытатели» готовят сообщения по материалам работы группы.

5 Раздел «Что полезно, а что вредно».

Дети получают набор парных картинок с изображением полезных и опасных растений и грибов, растущих в лесу.

«Экспериментаторы» создают две группы по названием «Съедобные грибы и растения» и «опасные грибы и растения».

«Иллюстраторы» оформляют страницу альбома.

«Аналитики» находят признаки, по которым можно спутать растения и грибы этих двух групп.

«Испытатели» готовят сообщение

Раздел «Красная книга»

Среди предложенных фотографий и рисунков с изображением животных дети должны найти тех, которые занесены в Красную книгу.

«Экспериментаторы» отбирают нужные фотографии и рисунки.

«Иллюстраторы» оформляют страницу альбома.

«Аналитики» и «Испытатели» в этой группе представлены одними и теми же детьми. Они говорят сообщение с использованием заранее подготовленного материала.

V. Испытание всего проекта.

Учитель прикрепляет на доске подготовленные детьми страницы альбома «Лес — наш друг»

«Испытатели» каждой группы делают сообщение по теме своего раздела.

VI. Самоанализ проектной деятельности

Дети рассказывают, что понравилось, с какими трудностями встретились, анализируют причины этих трудностей.